Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье. 

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎гипоопека».
  • Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка.

Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу.

В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое. 

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов.

Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма.

Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза). 

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент.

Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом.

При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых. 

Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук
При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания. 
  • Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию. 
  • Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними. 

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук
После перенесенных ОРВИ у детей возможно появление дыхательных тиков (кашель, откашливание, втягивания носом и другое). 

  • Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье. 
  • Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала). 

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия. 

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша. 

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная.

Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем.

Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук
Основным способом лечения неврозов является психотерапия. 

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут. 
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин; 
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах —  нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

Статьи

Детский невроз: кусаем губы, трогаем кожу рук

Опубликовано в журнале:Практика педиатраМай, 2007

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства.

Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем.

Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа.

Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев.

Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев.

Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования.

Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка.

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован.

С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать.

На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается.

В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны.

Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх.

В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности.

Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация.

Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер.

С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 летсоматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом.

Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет.

Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди.

Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании.

Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.

), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п.

Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати.

По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи.

Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается.

Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи.

Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром.

Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи).

Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды.

В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 летпсихомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д.

Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают.

Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления.

Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту.

Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна.

Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания.

Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия.

Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку.

Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 летаффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце.

Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность.

При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 летэмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости.

Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы).

Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные.

При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

https://www.youtube.com/watch?v=WgtxwTPiFLE\u0026t=45s

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора.

Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Почему ребенок грызет, кусает губы и щеки? Ребенок кусает губы: психосоматика — что делать?

Причины покусывания губ и щек у детей.

Приличное количество людей, даже во взрослом возрасте, сталкиваются с вредной привычкой, такой как кусание губ и щек изнутри. В этой статье мы расскажем, что становится причиной такой вредной привычки, и как с ней необходимо бороться у детей.  

Почему ребенок грызет губы?

Стоит отметить, что причин появления такой вредной привычки приличное количество:  

  • Недостаток витаминов и минералов в организме  
  • Ощущение негативных эмоций, которые человек путем покусывания губ и щек пытается устранить  
  • Обветривание губ и появление на них корочек  
  • Заболевания нервной системы

Как показывает практика, даже люди, которые не страдают заболеваниями нервной системы и отличаются довольно уравновешенным характером, нередко сталкиваются с привычкой покусывания губ. Это связано с тем, что на ветру губы могут очень сильно обветриться и на них появятся корочки. При этом хочется всячески содрать и сорвать грубую кожу, которая является шероховатой и мешает. 

Со временем действия, которые повторялись сегодня несколько раз, превращаются во вредную привычку. Теперь человек всячески пытается сорвать и ободрать кожу, даже если она не шершавая, и губы не обветренные. В таком случае избавиться от привычки достаточно просто постоянным самоконтролем и отвлечением. 

Стресс

Ребенок кусает губы и щеки: психосоматика

Что касается психологических причин появления этой вредной привычки, то здесь все гораздо сложнее. Как утверждают психологи, причина лежит в детстве.

Дело в том, что очень часто такой привычкой страдают дети, начиная с возраста от 4 лет. То есть это вполне сознательный возраст, когда ребенок разговаривает, и вполне отдает себе отчет, что делает.

Почему же в детском возрасте возникает привычка, которая может сопутствовать человеку всю жизнь?

Особенности развития привычки:

  • Это проблемы в общении с родителями. Довольно часто такой вредной привычкой страдают люди, выращенные в не очень любящей семье, в которой постоянно присутствуют ссоры, скандалы, недопонимание. В такой семье обычно ребенку не дают выражать свое мнение, считая, что взрослый всегда прав. То есть ребенок чувствует себя неполноценным членом семьи, и не может выражать свои эмоции.
  • Ребенку запрещают кричать, плакать, и даже выражать какие-то претензии, считая ребенка ведомым, он должен подчиняться родителям. Таким образом, ребенок не хочет, чтобы его ставили в угол, кричали, и наказывали. Он пытается выражать свои эмоции и мнение не путем слов и агрессии, потому что она находится под запретом, а путем самоагрессии. То есть, таким образом, ребенок пытается привести себя в чувство, и сдерживать агрессию, направленную на родителей. 
  • Время от времени такая манипуляция повторяется. Покусывание губ и щек изнутри дает ребенку некоторое успокоение, а также приводит его в чувство. Например, человек очень сильно сердится, у него сильная эмоциональная боль, и он пытается заглушить ее физической. Таким образом, он прикусывает щеки, губы. Действительно, в основном это связано с психологическими причинами, с которыми необходимо разбираться.

Ребенок нервничает

Ребенок кусает губы — что делать?

Если вы являетесь родителем такого малыша, необходимо посмотреть, в каких случаях ребенок кусает губы. То есть, если он с кем-то ссориться, это способ успокоиться или сдерживать свой гнев.

Советы:

  • Предложите ребенку не кричать, а выразить обычными словами свое мнение и отрицательные эмоции. Ребенок должен уметь разговаривать и проговаривать свои проблемы. Кроме того, вам необходимо попытаться сменить эту привычку какой-то другой. В ситуации, когда ребенок будет кусать губы, вам необходимо переключить его внимание на что-то другое. То есть занять его чем-то.
  • Можете предложить ему леденец, или жвачку. Конечно, это замена одной привычки на другую, но довольно неплохой, более безопасный способ избавиться от привычки. Некоторые психологи советуют больше времени проводить активно, накапливая положительные эмоции. Необходимо придумать для ребенка какое-то новое хобби. Можете сдать его в какую-то спортивную секцию или же если это девочка, то не лишним будет бисероплетение, лепка из пластилина или полимерной глины. Таким образом, ребенок сможет успокаиваться и контролировать свои эмоции, не кусая губы, а при помощи манипуляций с глиной или каким-то другим рукоделием. 
  • Некоторые специалисты рекомендуют давать детям седативные препараты. Однако на самом деле они всего лишь затормаживают работу нервной системы, но не позволяют избавиться от нервных тиков. Таким образом, седативные препараты будут сокращать количество напряженных ситуаций и уменьшать их количество, но не решат проблему. Необходимо копаться в голове у ребенка, и отыскать причину появления этой привычки. После этого попытаться устранить ее, и позволить решать другими способами.  

Грызет губы

Ребенок кусает губы и щеки: последствия

Почему вредно кусать губы? Дело в том, что очень часто это приводит к стоматиту, герпесу, и воспалениям. Ранки во рту являются отличными входными воротами для проникновения инфекции. А в случае с детьми ситуация усугубляется, потому что малыши любят тянуть пальцы в рот, причем даже дети дошкольного возраста, которым примерно 5-6 лет.

Да, они действительно и в детском саду моют руки, но при этом, если ребенок находится в контакте с другими детьми, постоянно обмениваются с ними игрушками, другими предметами, соответственно на руках могут скапливаться какие-то условно-патогенные микроорганизмы. При ослабленном иммунитете стафилококк, а также стрептококк, который находится на руках у каждого ребенка, может проникать внутрь ранки и вызывать серьезные воспаления.

Очень часто такие дети страдают стоматитом, и стрептодермией. Таким образом, во рту, на губах могут наблюдаться ранки, которые очень часто провоцируют возникновение высокой температуры. Таким образом, проблема становится не психологической, а физиологической. 

Задумался

Ребенок грызет губы: наказывать или нет?

На многих ресурсах можно найти совет, постоянно контролировать ребенка и наказывать его. Однако на самом деле это не дает никаких результатов. Это еще больше усугубляет психологические причины, и ребенок становится запутанным и неспособным контролировать свои эмоции.

Советы:

  • Ни в коем случае нельзя ругать, одергивать, наказывать ребенка за то, что он грызет губы и щеки. Необходимо разбираться с психологической причиной, стараться ее устранить. Вам необходимо придумать какую-то альтернативу. Можете подарить ребенку какую-то игрушку.
  • Очень часто советуют интересный, необычный способ. Вывешивается браслет на кисть ребенку в виде резинки. Как только ребенок начинает нервничать, необходимо щелкать этой резинкой. Дело в том, что это делается не с целью наказать, а обратить внимание малыша, на то, что он делает.
  • Ведь очень часто, если привычка стала постоянной и навязчивой, то выполняется при помощи подсознания. Ребенок не отдает себе отчет в том, что он делает. Резинка на запястье дает понять, что этого делать не нужно. Таким образом, заставляет его и позволяет устранить желание кусать себе губы. 
  • Конечно, справиться самостоятельно с такой проблемой довольно сложно, поэтому можно обратиться за помощью к психологу. В основном они предлагают групповые занятия или индивидуальные.
  • При этом психолог пытается изначально понять причины возникновения этой вредной привычки, и корректировать поведение ребенка. Очень часто детские привычки никуда не деваются, они переходят в более взрослую жизнь.
  • Ребенок, будучи подростком и даже взрослым, продолжает кусать губы и щеки, но для того, чтобы успокоиться. То есть это один из способов снять нервное напряжение, расслабиться. В основном занятия с психологом подразумевают насыщение жизни какими-то положительными эмоциями.
  • Даже взрослым психологи рекомендуют придумать себе хобби и тратить на него приличное количество времени. Таким образом, человек насыщает свою жизнь положительными эмоциями с такой целью, чтобы было меньше поводов нервничать, кусать губы. 

Синдром навязчивых движений

Как отучить ребенка кусать губы?

Советы:

  • Многие психологи считают, что привычка кусать губы и щеки проявляется с детства, является недостатком любви к малышу. Родители очень мало времени и внимания уделяют своему ребенку. Возможно, ему не хватает тактильности. Почаще его обнимайте, целуйте, рассказывайте, как вы любите.
  • Можно просто лежать вместе перед засыпанием, обнявшись. Ребенок чувствует эту любовь. Возможно, это как-то нормализует его эмоциональное состояние. Довольно часто такое появляется у детей после отмены грудного вскармливания.
  • Дело в том, когда ребенок долго кормится грудью, например до 2-3 лет, он привыкает. Грудь для него служит не только едой, но еще и успокоением. Когда происходит отмена грудного скармливания, ребенку приходится успокаивать себя каким-то другим образом.
  • Очень часто на помощь приходят как раз губы и щеки. Если это связано с отменой грудного вскармливания, попытайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое. Выполняйте один и тот же ритуал перед сном, чтобы ребенок засыпал при вас, и не кусал губы и щеки.
  • То есть можно рассказывать ему сказку или что-то лепить вместе. При этом старайтесь кроху всячески подбадривать и просить, чтобы он придумывал окончание сказки. Когда ребенок говорит, у него не будет возможности кусать губы и щеки. 

Стоматит

Ребенок кусает губы и щеки чаще всего по причине эмоциональной нестабильности. Помогите ему успокоиться и найдите причину проблемы. 

ВИДЕО: Ребенок кусает губы

Синдром навязчивых движений у ребенка

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.

Что это такое

Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте.

Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.

Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.

Причины возникновения

Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок.

В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне.

Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.

  • К психологическим причинам также относят:
  • ошибки в воспитании малыша (строгость, физические наказания, попустительство и вседозволенность)тяжелый психологический климат в семье (развод родителей, скандалы и ссоры взрослых при ребенке, физическое насилие);резкая смена привычной среды обитания (внезапный переезд, переход в другую школу, другой детский сад, передача на воспитание бабушке и др.);
  • конфликты ребенка с ровесниками.
  • К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:
  • черепно-мозговые травмы в анамнезе;неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);врожденные патологии головного мозга и ЦНС.

Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений.

Установление истинной причины — задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок.

Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.

Симптомы

Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.

Навязчивые движения более сложного уровня лучше поддаются воздействию волевым усилием. Теоретически человек может запретить себе грызть ногти, но у ребенка с волей и мотивацией все обстоит не очень хорошо, а потому он просто не в состоянии справиться с такими движениями.

Чаще всего синдром навязчивых движений проявляется тем, что ребенок грызет ногти, кожу вокруг них, с завидной регулярностью причмокивает или дергает губой, кусает губы, часто и нарочито моргает, постоянно покашливает или шмыгает носом.

Иногда синдром проявляется более выраженно — раскачиванием корпуса вперед-назад или из стороны в сторону, трясением головой, неоправданным взмахиванием руками.

Все подобные движения не представляют ровным счетом никакой опасности, если они единичны или происходят редко.

Синдрому навязчивых состояний свойственна цикличность, регулярность, монотонность и постоянность повторений вполне определенных движений.

Часто родители пытаются просто пресекать такие проявления. При патологическом их происхождении ребенок не воспринимает критику и требования прекратить адекватно, движения усиливаются, а при настойчивости взрослых у малыша может начаться истерика.

Диагностика

Ни один в мире доктор при обращении к нему родителей с жалобами на навязчивые движения ребенка не сможет точно сказать, с чем связано такое поведение малыша. Потому маме и папе нужно очень внимательно присмотреться к чаду, проанализировать события последнего времени и только после этого отправляться на прием к врачу.

Начать диагностику лучше с посещения невролога. Этому специалисту родители должны будут подробно рассказать, в каких ситуациях и как часто повторяются серии движений, какой характер они носят, а также – не было ли у ребенка в последнее время стресса или потрясений.

Кроме того, следует записать на бумагу и принести врачу список всех лекарств, которые ребенок употреблял за последние пару месяцев. Некоторые медикаментозные средства могут оказывать такое действие на нервную систему.

Если после этого внятной причины не обозначится, доктор посоветует пройти МРТ головного мозга (чтобы исключить патологии мозга), а также нанести визит к детскому психиатру, который осмотрит ребенка на предмет психических отклонений.

Полезно будет сдать анализы крови и мочи, которые помогут определить, нет ли в организме крохи какого-либо воспалительного процесса, а также нет ли у него дефицита витаминов и некоторых минералов (в частности, кальция).

Их нехватка тоже может приводить к нарушениям нервной системы.

На этом доступный перечень диагностических мер заканчивается. В медицине на сегодняшний день нет единого стандарта оценки такого состояния, как невроз навязчивых движений, а потому ставить диагноз врачи будут, опираясь в основном на рассказы родителей.

Лечение

Если психиатр и невролог посчитали, что ребенок здоров, а анализы не показали никаких существенных отклонений от нормы, то родители могут не волноваться, и не спешить пичкать чадо таблетками и уколами. Тут требуется другой подход. Терапия будет заключаться в устранении всех травмирующих психику малыша явлений и событий.

С ребенком нужно общаться, разговаривать, гулять, вместе заниматься рисованием, просмотром фильмов, чтением. И обязательно все обсуждать.

Рано или поздно кроха обязательно сообщит о том, что его так взволновало, и родители смогут понять, из-за чего возникли навязчивые движения.

Ни в коем случае нельзя настоятельно пресекать попытки ребенка совершать движения, не стоит лишний раз заострять на них свое внимание и обращать внимание ребенка.

Если движения ребенка представляют опасность для него самого (он кусает себя, царапает лицо), нужно обязательно посетить с ним занятия у детского психолога, а если понадобится, то и у психотерапевта.

За малышом нужно более внимательно следить.

Медикаментозное и сопутствующее лечение при неврозе навязчивых движений назначается в основном тогда, когда врачи-специалисты находят обоснованные медицинские причины для появления расстройства..

Сами по себе медикаментозные средства не способны вылечить невроз. Они только временно облегчают состояние, снимают часть симптоматики. И только комплексное лечение, благоприятные перемены в жизни малыша смогут помочь ему избавиться от навязчивых движений полностью.

Детям показана спокойная развивающая и обучающая программа, частые прогулки на свежем воздухе. Если возраст чада позволяет, ему можно дать в руки покрутить модный и популярный среди детей и подростков спиннер — он полностью удовлетворяет потребность в совершении простых движений во время эмоциональной нестабильности. Собственно, для этого эта игрушка и создавалась.

Хороший результат, по отзывам родителей, которые занимались лечением синдрома навязчивых движений у своих детей, дает общение с домашними животными.

Ребенку в качестве вспомогательной терапии можно подарить щенка или котенка, конечно, если у малыша нет на шерсть аллергии, и возраст позволяет ему осознанно общаться и заботиться о питомце.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector