Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Детский невролог — специализируется на лечении болезней, связанных с поражением центральной и периферической нервной системы, а также функциональными нарушениями у детей.

Как правило, в первый месяц рождения, врачи направляют родителей на принудительную консультацию к детскому неврологу в клинике, даже если он родился полностью здоровым, и не обладает какими-либо нарушениями связанных с нервной системой. Кроме того, также необходимы регулярные повторные осмотры, на протяжении следующих этапов жизни.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Детский церебральный паралич (ДЦП)

Термін «церебральний параліч» об’єднує групу синдромів, які виникають в результаті недорозвинення або пошкодження головного мозку (часто в поєднанні з пошкодженням спинного мозку в шийному відділі хребта) в пренатальному, інтранатальному і ранньому постнатальному періодах.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Перинатальное поражение ЦНС (ПП ЦНС)

Перинатальные поражения центральной нервной системы — это те патологические состояния, которые возникают под влиянием множества негативных факторов, влияющих на рост и развитие плода в перинатальном периоде.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Родовая травма шейного отдела позвоночника

В процессе родов, младенец испытывает большие физические нагрузки при прохождении по родовым путям. Костная система новорожденного отличается от костной системы взрослого человека — она характеризуется особой гибкостью для того, чтобы без последствий пройти этот путь.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Травма периферической нервной системы

Пологова травма периферичної нервової системи – це пошкодження нервових корінців, нервових сплетінь, периферичних і черепних нервів під впливом зовнішніх механічних факторів під час пологів.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Задержка психоречевого развития

В последние десятилетия все большему количеству детей выставляют диагноз «ЗПРР», и эта аббревиатура все чаще фигурирует в медицинских заключениях. Статистика неумолима. И чем раньше будет обнаружена задержка психоречевого развития речи (ЗПРР) или задержка развития речи (ЗРР), тем больше шансов помочь такому ребенку.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития Нарушение мышечного тонуса

Мышечный тонус — легкое напряжение мышц, необходимое для быстрого включения их в рабочее состояние. Именно уровень тонуса определяет готовность мышечного комплекса к выполнению двигательных функций. Для каждого периода развития ребенка существуют физиологические нормы тонусной активности.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Спинальная мышечная атрофия (СМА) — это тяжелое генетическое нервно-мышечное заболевание, вызываемое дефектом в гене SMN1.

Ген отвечает за синтез белка SMN, который обеспечивает выживание мотонейронов — двигательных нейронов спинного мозга. У больных СМА белка вырабатывается меньше необходимого количества, а без него мотонейроны разрушаются. В результате мышцы не получают правильних сигналов от мозга, атрофируются и постепенно слабеют, а впоследствии возникает паралич.

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Миопатии — наследственные заболевания, в основе которых лежит поражение мышечного волокна и, как следствие, возникновение прогрессирующей дистрофии (атрофии) мышц. Мышечная дистрофия возникает из-за нарушения биохимических процессов в самом мышечном волокне…

Подробнее Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Миелопатия — это неврологический термин, применяемый для обозначения всевозможных поражений спинного мозга. Обычно миелопатия имеет хронический характер протекания. Причины поражения могут быть различными, но все виды миелопатий имеют сходную клиническую картину и симптомы независимо от этиологии.

Подробнее Невропатические расстройства

Среди психических расстройств, которые встречаются в детском возрасте, невротические расстройства составляют 65%. Невротические расстройства (невропатия, невроз, неврастения, детская нервность) у детей проявляется широким спектром клинических симптомов, среди которых на первое место выступает вегетативная дисфункция и эмоциональные расстройства.

Подробнее

Ювенильный (подростковый, юношеский) остеохондроз — это заболевание, в основе которого лежат дегенеративно-дистрофические изменения межпозвонковых дисков в подростковом возрасте.

 Эти изменения обусловлены быстрым ростом подростков, возможными нарушениями процесса формирования скелета, а также неадекватными физическими нагрузками на растущий позвоночник.

Остеохондроз может развиться, если ребенок часто носит тяжелую сумку или рюкзак на одном плече, а также, если он долго и неправильно сидит во время учебы в неестественной позе.

Подробнее Синдром навязчивых движений

Синдром навязчивых движений —  это расстройство нервной системы у детей, при котором возникают серии несложных повторяющихся движений. К таким движениям относятся сосание пальцев, обгрызание ногтей, частое моргание, раскачивание ногой, качание или поворот головой, скрежет зубами, подергивания плечами, сморщивание кожи лба и многое другое.

Подробнее Задержка психо-речевого развития при генетических заболеваниях

По мере развития ряда естественных наук (генетики, биохимии, эмбриологии, общей биологии и т.д.

) все большее значение придается генетическим факторам, которые, как полагают, являются причиной более чем половины случаев нарушений психо-речевого развития. Сюда, прежде всего, относится патология хромосомного набора.

В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих задержку психо-речевого развития и умственную отсталость.

Подробнее Синдром вегетативных дисфункций

Вегетативные дисфункции – это общее название всех  нарушений нормальной деятельности вегетативной нервной системы (ВНС), которые приводит к «сбою» в работе внутренних органов и систем организма.

Подробнее

Осанка — это непринужденная привычная поза человека, зависящая от состояния позвоночника, мышечно-связочного аппарата, окружающей среды, общего самочувствия, наследственности. Это понятие комплексное, определяемое множеством разнообразных факторов и отражающее не только физическое состояние человека, но и психическое.

Подробнее Дефицит внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это довольно распространенное заболевание, в основе которого лежит дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга)

Подробнее

Аутизм — нарушение психического развития ребенка, характеризующееся в сесторонним дефицитом общения, расстройствами речи и моторики. Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Брейлером в 1910 году при описании шизофрении.

Подробнее

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность.

Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем.

Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная.

Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание.

Читайте также:  Вирус герпеса 6 типа

Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения.

У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах.

Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики.

У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию.

Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций  – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать.

Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание.

И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании.

В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений.

К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР.

Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка.

Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию.

То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией.

Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё.

Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Диагноз Органическое поражение ЦНС. Задержка психо-речевого и моторного развития

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

 «Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики.

Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).

Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Причины ЗПРР

ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:

  • генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
  • инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
  • проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
  • нарушение обмена веществ в ЦНС;
  • органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
  • патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
  • тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).

Читайте также:  Мой парень странно себя ведёт

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями.

Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов.

Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм.

Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь.

Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье.

Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка — чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР.

У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.

Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Зпр резидуально-органического генеза: симптомы, диагностика, лечение

Органическое психическое расстройство, также известное как резидуально-органическое расстройство или органический мозговой синдром, представляет собой состояние, при котором психические или поведенческие нарушения развиваются вследствие дисфункции головного мозга. Шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, ЗПР, ЗПРР, депрессия и аутизм — все это примеры органических психических расстройств.

Причины развития резидуальной ЗПР

ЗПР резидуально-органического генеза — это нарушения, которые могут быть вызваны:

  • травмой или заболеванием, поражающим ткани мозга;
  • химическими или гормональными нарушениями;
  • воздействием токсичных материалов;
  • неврологическими нарушениями или аномальные изменениями, связанными со старением;
  • заболеваниями печени, почек или щитовидной железы;
  • дефицитом витаминов.

Сотрясения, сгустки крови или кровотечение в мозгу или вокруг него от травмы могут привести к органическому мозговому синдрому. Низкое содержание кислорода в крови, большое количество углекислого газа в организме, инсульты, инфекции мозга и сердечные инфекции также могут привести к органическому психическому расстройству.

Дегенеративные расстройства, такие как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона и рассеянный склероз, также могут быть способствующими факторами.

Органические психические расстройства: условия и симптомы

Симптомы органических психических расстройств варьируются в зависимости от типа расстройства, от которого страдает пациент. Например:

  • Те, кто страдает биполярным расстройством, будут испытывать сильные перепады настроения, начиная от чувства эйфории до чувства отчаяния.
  • У тех, кто страдает аутизмом, будут проблемы с социальным развитием.
  • Люди с диагнозом шизофрения часто испытывают бред и галлюцинации.

Квалифицированный психиатр может точно определить тип органического психического расстройства, от которого страдает пациент, на основании представленных симптомов.

В некоторых случаях органические психические расстройства могут быть диагностированы с помощью анализов крови, ЭЭГ, МРТ и КТ.

К сожалению, лабораторные тесты не всегда могут диагностировать ЗПР на резидуально-органическом фоне, и пациенты должны полагаться на оценку квалифицированного психиатра, чтобы получить точный диагноз.

Психиатр может оценить пациента, предоставив всестороннюю психологическую оценку и попросив пациента дать ответы на различные вопросники.

Лечение органических психических расстройств

Лечение органических психических расстройств зависит от основной причины. Можно назначать медикаментозное лечение или реабилитационную терапию, чтобы помочь пациентам восстановить функции в частях мозга, пораженных ОПР.

Совет: для того чтобы снизить процент отставания ребенка в психическом и речевом развитии рекомендуется окружить его положительными эмоциями, вниманием, любовью, а также активной речевой средой: сказки, мультфильмы, песни, чтение книг, комментирование своих действий (для выработки у ребенка предметно-личностных связей).

Читайте также:  Чувствую пульс в спокойном состоянии

Типы ЗПР на резидуально-органическом фоне:

  • кататоническое — для них характерны проблемы, связанные с двигательными навыками или неисправностью мышц;
  • расстройство настроения — глубокие эмоциональные проблемы могут быть вызваны органическим расстройством настроения, которое может вызвать депрессию или манию;
  • тревожное — те, у кого есть проблемы с беспокойством в общественных местах;
  • диссоциативное — характеризуется проблемами с осознанием, идентичностью, памятью, восприятием или их сочетанием;
  • эмоционально-лабильное — дикие перепады настроения в обоих направлениях;
  • личностное — связаны с проблемами, которые приводят к тому, что люди не вписываются в большую часть общества в экстремальной форме;
  • постконтузионный синдром — проблемы, которые могут возникнуть после сотрясения мозга из-за удара по голове;
  • неуточненное – весь спектр синдромов, которые не упомянуты выше, могут быть классифицированы как неуточненные, но они столь же серьезны.

Резидуальная ЗПР: отзывы

Положительные Отрицательные
Я очень сильно переболела в период беременности, из-за чего сильно пострадала моя дочь. Мы с самого рождения заметно отставали в развитии. Когда все детки нашего возраста активно пытались перевернуться на живот или сесть, мы просто лежали и не проявляли малейшего интереса даже к погремушкам. Уже тогда мы всполошились и начали искать «нашего» врача. Сегодня нам 3, и мы только научились самостоятельно держать ложку в руках, пошли мы в 2,5 года, а сами вставать с пола научились в 2,7. За каждый навык у нас идет настоящая борьба, но мы верим, что комплексная терапия покажет более эффективные результаты. Мамочки, выдержки вам и настойчивости. (Алла) Еще терапии разные понимаю, а вот медикаментами пичкать – категорически нет! (Рита)
ЗПР у нас начала проявляться после того, как сын в годовалом возрасте упал и сильно ударился головой, было сотрясение. После этого у нас пропала речь моментально и забылись напрочь навыки самообслуживания. Мы все проходили сначала. Сегодня нам 4 и у нас все хорошо. Кстати, иппотерапия и медикаментозное лечение творит чудеса. (Соня) Часто детей с резидуальной ЗПР пичкают ноотропами или седативными средствами, которые просто затормаживают развитие и полностью убивают возможность концентрировать внимание. Просто уделяйте ребенку больше времени и не пичкайте лекарствами. (Анна)
У нас причина всему генетическая предрасположенность, и да, мы постоянно на препаратах, которые меняются курс за курсом, пока принимаем лекарства – видим результат, делаем перерыв и наблюдается остановка в развитии. А каждая болезнь откатывает все наши достижения существенно назад. Ждем, когда выпустят более мощные лекарства для питания и стимуляции работы мозга. (Галина) У нас была гематома в голове после рождения, которая рассосалась самостоятельно, но врачи так и норовили что-то выписать, особенно седативные препараты, а я настойчиво отказывалась. И сейчас у нас заметны признаки ЗПР, но мы боремся успешно с ними за счет АВА-терапии. Привыкли пичкать детей таблетками при любом отклонении от нормы. (Алиса)
Важно не пускать все на самотек и обязательно все получится. Кстати, при отсутствии коррекционной работы состояние ребенка при резидуальной ЗПР только усугубиться и усложниться более серьезными заболеваниями. (Нина) Ну поставили нам диагноз, ну расписали какие нужно посещать терапии, а какая на эти занятия цена – просто неподъемная для среднестатистической семьи. Именно поэтому приходится усиленно заниматься дома, что не так эффективно. (Ирина)
У нас сын до 2 лет вообще молчал, поставили диагноз резидуальная ЗПР, подобрали курс лечения и терапий, полгода ни одного сдвига, а потом прорвало и начал наполнять свой словарный запас как губка. Лечение – это очень важно. (Галина) У нас в городе ни в детские сады не берут с диагнозом ЗПР вне зависимости от фона заболевания, ни в школы. Всплывает вопрос, а как нам своих деток социализировать и развивать. Как всегда, дети с особенностями никому не нужны. (Яна)

Вывод

Хотя не существует лекарства от органических психических расстройств, многие из этих состояний можно лечить с помощью сеансов психотерапии и рецептурных лекарств.

К сожалению, не все пациенты будут реагировать на лечение одинаково. В большинстве случаев, прежде чем лечение начнет действовать, пройдут недели или даже месяцы. В некоторых случаях препараты могут оказать незначительное влияние на симптомы, вызванные органическим психическим расстройством.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Задержка психомоторного развития

Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного.

Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга.

Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой.

Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.

Причины ЗПР

Медико-биологические Социально-психологические
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга Образ жизни. Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.
Генетика
Травмы Стиль воспитания. Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.
Функциональная незрелость ЦНС
Слабость процессов торможения и возбуждения

Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?

Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:

  • ребенок до 4-месячного возраста не обращает внимания на речь родителей, не фокусирует взгляд на жестах, не улыбается;
  • в возрасте 9 месяцев не умеет гулить;
  • в 1 год не произносит звуков, вяло играет с игрушками, ведет себя очень тихо;
  • до полутора лет не умеет произносить простые слова, не воспринимает обращение к нему;
  • в два года имеет маленький словарный запас, не пытается разучить новые слова.

Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость.

Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических.

Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:

  • электроэнцефалография;
  • анализ крови на генетические заболевания;
  • нейросонография (УЗИ головного мозга);
  • нейропсихологическое тестирование.

Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.

Методы лечения задержки психомоторного развития

Лечение ЗПМР — симптоматическое при сопутствующих клинических проявлениях (например, эпилепсии). В мировой практике при изолированных формах ЗПМР преимущественно используют психокоррекционные занятия, занятия с нейропсихологами и дефектологами без медикаментозного лечения.

Обычно при ЗПМР составляется комплексная программа, которая корректируется и дополняется исходя из динамики изменений. Лечение задержки психомоторного развития проводится курсами, а общая продолжительность может доходить до нескольких месяцев.

Специалисты отмечают, что чем раньше родители выявляют проблему ЗПМР и обращаются за квалифицированной медицинской помощью, тем быстрее проходит лечение и тем меньше задержка психомоторного развития отражается на дальнейшем формировании детского организма.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector