Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Речь имеет большое значение для детей, так как она помогает развиваться логическому мышлению, памяти, чтению, письму, общему кругозору.

При наличии дефектов разговора у детей снижаются интеллектуальные способности, появляются трудности с обучением и адаптацией.

Логопедическая работа помогает своевременно предупредить развитие дефектов речевой функции на раннем этапе развития ребенка, а также исправить неправильную речь. Чем раньше начинают занятия с логопедом или дефектологом, тем быстрее устраняются нарушения.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание).

Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога.

При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи.

Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей.

Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников.

Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном.

Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Когда необходимы логопедические услуги

Логопедические услуги могут понадобиться, если имеются заметные дефекты речи относительно возраста ребенка. Специалисты утверждают, что для своевременной диагностики нарушений даже здорового дошкольника следует показывать дефектологу 1 раз за год. Это позволит предупредить задержку развития.

Логопед для малышей до 12 месяцев

Логопедические услуги малышу до 12-месячного возраста могут понадобиться, когда его проявления речи не соответствуют возрасту. На консультацию следует идти, если он не гулит, не выговаривает простых слов: мама, папа, баба. Когда у маленького пациента нет гуления и лепета, его следует проверить на предмет отсутствия слуха.

Для этого больного направляют к ЛОР-врачу. При наличии синдрома гиперактивности и других неврологических болезней рекомендуют посетить невролога. После полного обследования дефектолог проводит логопедическое обследование, составляет план лечения.

При своевременном обращении к специалисту до 1 года проблема с нарушениями речевого развития быстро устраняется.

Логопедическая помощь малышу 2-летнего возраста

Педагог-логопед для малыша 2-летнего возраста может понадобиться, если имеется очень скудный словарный запас: меньше 10 слов. Помощь необходима при отсутствии фразовых выражений. Обязательно следует показать малыша специалисту при отсутствии речевой функции.

Педагог проведет обследование, направит к узким специалистам для выявления возможных причин нарушения воспроизведения звуков. Дефекты речевой функции у малышей 2-летнего возраста устраняются достаточно быстро, особенно если они не сильно выражены. Нервная система дошкольников 2 лет очень гибкая, поэтому дефект хорошо поддается терапии.

Логопед для малышей 3-летнего возраста

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Трехлетний возраст является диагностическим периодом для обследования звукопроизношения. Малыш 3 лет активно развивается, имеет уже большой словарный запас (50 слов). Даже если нет никаких нарушений, родителям необходимо обязательно привести маленького пациента к логопеду-дефектологу на осмотр.

Помощь логопеда необходима для малыша 3-летнего возраста при:

  • замене одной звуковой единицы на другую («Т» заменяется «К»);
  • разговоре малыша на своем непонятном языке;
  • отсутствии речевой функции;
  • плохой речи в сравнении со сверстниками.

Такие нарушения нельзя игнорировать, так как дальнейшая задержка развития мешает пациенту нормально жить и учиться.

Коррекционные занятия для дошкольника 4-летнего возраста

Если пациент 4-летнего возраста еще не посещал педагога-логопеда, то даже при отсутствии нарушений звукопроизношения необходимо прийти на прием. Это позволит выявить незначительные отклонения (если они есть) и вовремя скорректировать их. Особенно важно обратиться к специалисту при наличии патологий речевого развития.

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Когда пора идти на консультацию:

  • Разговор невнятный, слова произносятся нечетко, смазано.
  • Пациент больше молчит, хотя говорить умеет.
  • Дошкольник не может воспроизвести правильно больше 5 звуковых единиц.
  • Отсутствует дальнейшее развитие речи (по сравнению с прошлым годом).
  • Малыш не способен поддерживать разговор, не отвечает на вопрос.

Коррекционная помощь дошкольнику 5-летнего возраста

У дошкольника 5 лет речь практически сформирована. Здоровому пациенту не требуется помощь логопеда, но необходимо одно профилактическое посещение за год. Консультация логопеда-дефектолога понадобится детям с нарушениями речевого развития, особенно для постановки звуков «Л» и «Р», которые часто не выговаривают дети 5-летнего возраста.

Возможные патологии, требующие обращения к логопеду:

  • Нечеткость воспроизведения звуков.
  • Дошкольник произносит звуки слишком мягко или слишком твердо.
  • Неправильное воспроизведение больше 3-х звуковых единиц.
  • Гнусавый оттенок во время разговора.
  • Пациент шепелявит.
  • Скудный словарный запас.

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Помощь такому пациенту могут оказать логопеды в детском саду. Занятия проводят индивидуально или с группой. Допускается перевод дошкольника из обычной группы в логопедическую.

Коррекция для ребенка 6-летнего возраста

Шестилетнему пациенту показано посещение педагога-логопеда 1 раз за год при отсутствии отклонений речи. Если имеется патология, нужны логопедические занятия для коррекции нарушений. При необходимости дошкольника также направляют к узким специалистам для выявления причин задержки развития.

Показания к логопедической коррекции:

  • Нечеткое воспроизведение хотя бы одного звука.
  • В разговоре пациента нет развернутых предложений.
  • Односложные ответы на заданный вопрос.
  • Неспособность составления простого рассказа по предложенным изображениям.

У 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже самые незначительные отклонения от нормы, так как в 7 лет ребенку нужно идти в школу, где потребуются навыки устной правильной речи.

Необходимость логопедической помощи в любом возрасте

Консультация и помощь логопеда необходима в том случае, если пациент хорошо говорил, но последнее время речь стала ухудшаться. Также в коррекции нуждаются дети с запинками, повторами звуков. Следует направить к педагогу-логопеду дошкольника, затрудняющегося запомнить стихотворение на своем или иностранном языке.

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Другие причины обращения к специалисту по логопедии:

  • Невозможность ясно пересказать рассказ.
  • Пропуск слогов во время прочтения текста.
  • Корявый, неразборчивый почерк.
  • Появились отклонения в речи, которых не было ранее (после удара головой, сильного стресса).
  • Затруднилось общение с окружающими.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше.

Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста.

На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Читайте также:  Кардиосклероз. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии

Заключение

Логопедическая диагностика имеет большое значение в речевом развитии дошкольников и школьников. Работа логопеда-дефектолога направлена на исправление дефектов. Правильная речь помогает быстрее адаптироваться в обществе.

Плановые осмотры требуются в возрасте с 3 до 7 лет. При обнаружении нарушений специалист может работать с ребенком младше 3-летнего возраста.

Своевременная коррекционная помощь позволяет быстро исправить ошибки и подготовиться к школе.

Профессия логопед: кто это и чем занимается?

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Раньше специалисты в области коррекции произношения звуков работали с детьми, которые имели нарушения слуха. Небольшие отклонения от нормы не считались проблемой, поэтому ребенок мог плохо произносить слова даже до 8 лет, но это не старались исправлять. Подход изменился только в XX веке, когда была выявлена взаимосвязь между правильным произношением и психическим развитием.

Логопед — это тот, кто работает с детьми и помогает исправить или скорректировать различные речевые нарушения. Представители этой профессии распространены в образовательных учреждениях.

Логопед — кто это и чем занимается

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Логопед — это специалист, который работает на стыке педагогики и психологии. Его главные пациенты — это дети дошкольного возраста. В процессе общения и проведения диагностики логопеду нужно не только выявить причину нарушения дикции, но и обстоятельства, которые могут ее ухудшать.

У этой профессии есть еще одно более профильное направление деятельности, представителей которого принято называть логопед-дефектолог.

Эти специалисты работают с детьми, которые имеют нарушения слуха, зрения, а также интеллектуального развития.

По этой причине логопеду-дефектологу необходимо работать также над памятью ребенка, развивать его мышление и восприятие окружающего мира.

В должностные обязанности логопеда входит знание нескольких систем развития речи. Поэтому в практике они используют интерактивные приспособления, например, игрушки, палочки, компьютерные игры и т. д.

Для наилучшего эффекта логопеды предпочитают работать индивидуально. Групповые занятия, которые проводятся в детских садах, не позволяют исправлять серьезные дефекты, только корректировать незначительные недостатки речи.

Часто проблемы с дикцией — это физическое проявление психологических проблем. И когда логопед определяет подобный случай, он предлагает направление к психологу, услуги которого будут иметь большую пользу.

Считается, что логопед — это тот, кто работает исключительно с детьми, но это не так. Помощь специалиста может быть необходима и взрослым.

Логопед — это врач или педагог?

Довольно часто возникает путаница по поводу квалификации логопедов. Кто они по образованию: учителя или врачи?

Если речь не идет о каких-то патологиях (психические заболевания, умственная отсталость, глухота и т. д.) и заболеваниях, то медицинская помощь не требуется и логопеду-дефектологу достаточно иметь педагогическое образование. В противном случае у специалиста должен быть медицинский диплом логопеда-дефектолога, чтобы уметь поставить верный диагноз и назначить лечение.

На самом деле логопед — это смежная профессия, требующая познаний как в воспитании детей, так и в медицинской стороне вопроса.

К перечню обязанностей специалиста можно отнести:

  1. диагностика пациентов;
  2. работа по устранению или корректированию речевых дефектов;
  3. разработка управлений и занятий;
  4. совместная работа с коллегами, которые имеют «родственные» специальности;
  5. работа со специальной документацией.

Для того чтобы грамотно работать в этой области необходимо знать:

  • основы педагогики;
  • основы психологии;
  • основы дефектологии;
  • методики тренировки артикуляции;
  • принципы проведения массажа.

Обязанности логопеда в школе не сводятся только к механическому заучиванию правильного способа произношения звуков. Специалист должен создать благоприятную и уютную атмосферу для ученика, чтобы он смог комфортно себя чувствовать и доверять педагогу.

Требования к логопеду

Работать в качестве логопеда могут лица, которые соответствуют следующим требованиям:

  • профильное законченное образование;
  • умение наладить контакт с детьми;
  • наличие медицинской книжки;
  • отсутствие медицинских противопоказаний.

Некоторые работодатели часто требуют от специалиста сертификатов о прохождении подготовки по направлениям:

  • «Дефектология».
  • «Психология».
  • «Олигофренопедагогика» и т. д.

Специальность востребована не только в образовательных учреждениях, но и в организациях здравоохранения.

К ним относятся:

  1. детские сады, включая коррекционные и профильные;
  2. школы;
  3. заведения для детей с серьезными нарушениями;
  4. больницы и поликлиники;
  5. частные центры и т. д.

Чаще всего специалист имеет собственный кабинет, оснащенный для проведения индивидуальных или групповых занятий. Так как основная работа логопеда связана с образовательными учреждениями, то его рабочий график — это пятидневная рабочая неделя с учетом всех школьных каникул и государственных праздников.

Обучение профессии логопед

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Работать логопедом может только специалист с соответствующим образованием. Профессиональное обучение на логопеда можно пройти только в вузах, которые имеют психологический или педагогический профиль. Продолжительность обучения составляет примерно четыре года, а у абитуриентов есть возможность учиться в нескольких форматах: очно, заочно или на вечерней форме.

Логопеду нужно регулярно проходить курсы повышения квалификации. На сегодняшний момент многие из них представлены в дистанционном формате, благодаря чему специалист может совмещать обучение с работой.

5 вузов, где можно пройти профессиональное обучение на логопеда:

  • Московский институт психоанализа.
  • Северо-Кавказский федеральный университет.
  • Московский городской педагогический университет.
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет.
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена.

Курсы логопеда: дистанционное обучение

Повысить квалификацию или получить образование можно с помощью интернета. Дистанционное обучение на логопеда позволяет получать знания в любой точке мира.

По окончании дистанционных курсов проверенные организации выдают диплом о профессиональной переподготовке, который можно использовать при приеме на работу.

Зарплата логопеда

Логопед. Чем занимается данный специалист? Какие исследования проводит? Какие патологии лечит?

Главные критерии, которые определяет величину оклада специалиста — это его трудовой стаж и уровень профессиональной подготовки. Данные о зарплатах взяты с интернет-сервисов по поиску работы.

  • Минимальная зарплата логопеда в России — примерно 15 тысяч рублей.
  • Максимальная зарплата — до 100 тысяч рублей.

Более высокие зарплаты наблюдаются в частных школах и детских садах.

Плюсы:

  • востребованность;
  • возможность работать как в медицинских, так и образовательных учреждениях;
  • возможность начать частную практику.

Минусы:

  • необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • некоторым ученикам нужно много времени для обучения;
  • возможны конфликтные ситуации.

Автор статьи Юркин Алексей

Детский врач-логопед: кто это и что лечит – МЕДСИ

Детский логопед – это специалист, который выявляет причины появления речевых нарушений у ребенка, а также помогает ему стать более внимательным, лучше запоминать информацию и в результате правильно строить слова и предложения и произносить их. Такой врач обладает навыками в сфере детской психологии и педагогики.

Детский врач логопед-дефектолог также помогает улучшить речевые навыки и устранить причины появления проблем с ними, но работает с теми типами нарушений, которые связаны с сопутствующими заболеваниями органов зрения, слуха и речи, центральной нервной системы, с отставанием в умственном развитии, с психическими отклонениями.

В чем заключаются обязанности специалиста

Детский логопед располагает широким кругом различных методик по коррекции нарушений речи, поскольку в каждом случае необходимо выработать индивидуальный подход. Для коррекции речевых нарушений он проводит специальные занятия с ребенком, которые должны носить регулярный характер, чтобы получить максимальный результат.

Врач помогает ребенку освоить такие навыки, как:

  • Правильное произношение звуков (без картавости, шепелявости, гнусавости)
  • Грамотное чтение и письмо
  • Корректное составление слов и предложений
  • Создание рассказов и пересказов
  • Растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»
  • Говорение без заикания
  • Выработка ритма и четкости речи
Читайте также:  Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

При необходимости (заикание, дизартрия и т. д.) он проводит логопедический массаж. Это такой метод воздействия, при котором меняется состояние нервов, кровеносных сосудов, мышц и тканей речевого аппарата. Он необходим для нормализации произношения и эмоционального состояния ребенка в тех случаях, когда стандартных речевых методик недостаточно.

В каких случаях нужна помощь логопеда

Записаться на прием к врачу-логопеду необходимо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются нарушения речи (неправильно произносит звуки, заикается), а также у него снижено понимание речи другого человека.

Такой доктор поможет при следующих нарушениях:

  • Недоразвитая речь
  • Потеря речевых навыков
  • Неправильное произношение слов
  • Невозможность корректно построить предложение
  • Проблемы с чтением и письмом
  • Неправильное восприятие речи
  • Невозможность составить связный рассказ или пересказ текста (для более взрослых детей)
  • Заикание
  • Проблемы с речью в результате патологий органов слуха, зрения, речи
  • Нарушения речевых навыков из-за хирургического вмешательства или травмы носоглотки
  • Также он поможет выработать необходимый ритм речи, научиться правильно дышать и управлять своим голосом.
  • К детскому логопеду можно привести ребенка любого возраста, но лучше всего обратиться к специалисту как можно раньше (с 3 лет), чтобы у него не закрепилось неправильное произношение.
  • Обращаться к детскому врачу логопеду-дефектологу следует в таких случаях, как:
  • Ребенок 7-8 месяцев не реагирует на обращенную к нему речь
  • Малыш в возрасте 1 года не может произносить короткие слова (мама, папа, дай и т. д.)
  • В возрасте от 2,5 лет ребенок не говорит, либо не умеет формулировать простые предложения из слов
  • Проблемы с глотанием, мимикой, неправильным чувством ритма
  • Ребенок сокращает слова до слогов
  • Произносит по слогам как слова, так и предложения
  • Проблемы с концентрацией внимания, памятью
  • Постоянная апатия или агрессия

К дефектологу можно и нужно обращаться с более раннего возраста ребенка, младше двух лет.

Особенности приема

На первичном приеме логопед выясняет словарный запас ребенка, правильность построения им предложений, произношение и его навыки общения. Для более взрослых пациентов важны умения писать и читать, а также образность мышления.

В случае обращения к дефектологу может потребоваться проведение дополнительных видов обследований: допплерография головного мозга, электроэнцефалография, спондилография и др. (в зависимости от сопутствующей симптоматики).

Выработка программы обучения происходит по индивидуальным параметрам, поскольку в каждой ситуации различаются не только типы речевых проблем, но и причины их появления.

Обучение проходит в игровой форме, чтобы детям было проще запомнить информацию и развить необходимые навыки. Подобный формат помогает ребенку и не пугает его, а также удерживает его заинтересованным на время, которое необходимо для обучения и коррекции.

Детский логопед, дефектолог вырабатывают рекомендации, по которым родители должны заниматься с ребенком дома для максимально быстрого и эффективного закрепления результатов лечения. Это могут быть специальные упражнения и развивающие игры.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Сеть клиник МЕДСИ располагает обширными возможностями для комплексной диагностики и выяснения причин речевых нарушений: новейшим оборудованием экспертного класса
  • Прием ведут опытные врачи высокой квалификации и различных профилей: неврологи, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, – которые регулярно проходят курсы повышения квалификации в ведущих клиниках России и за рубежом
  • На консультацию к детскому логопеду можно записаться на удобное вам время по телефону 8 (495) 7-800-500
  • Клиники расположены во всех районах Москвы в шаговой доступности от метро

Логопед

Для многих людей слово «логопед» ассоциируется с образом героя Ролана Быкова в комичной сцене из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Образ логопеда, с характерными «фефектами фикции», можно сказать, стал визитной карточкой логопедов. Но всё это забавно, когда не касается проблем речи.

Люди не рождаются с уже сложившейся речью. Формирование речи происходит постепенно. Сначала ребенок учится правильному и четкому произношению звуков, постепенно связывая их в слова, которые потом пытается складывать в предложения и затем учится излагать свои мысли последовательно и конструктивно.

Не всегда развитие речи происходит одновременно с умственным развитием человека. Очень часто бывает, что развитие речи происходит с некоторыми особенностями, которые поможет откорректировать специалист – логопед.

Вообще, логопед – это специалист с педагогическим образованием, который корректирует и устраняет речевые нарушения у взрослых и детей. Основной задачей логопеда является изучение причин, механизмов, симптомов, структуры нарушения речи и системы коррекции этих нарушений. При работе с детьми задачи логопеда значительно расширяются.

А именно, необходимо развитие внимания у детей, зрительной и слуховой концентрации, общего мышления ребенка, моторики мелкой и общей. Системный подход в образовательном процессе ребенка позволяет достичь высоких результатов.

Задачи логопеда не имеют конкретных рамок, ведь вместе с коррекцией речи обогащается словарный запас, развивается связная речь, повышается уровень грамотности. Поэтому, специализация логопеда достаточно широкая и включает так же основы психопатологии, невропатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопедия представляет собой раздел дефектологии – науки о речевых нарушениях и методиках их предупреждения, дальнейшей диагностики, и устранения. Предметом изучения логопедии являются симптомы, механизм, структура и течение различных нарушений речи и система коррекции этих нарушений.

Профессия логопеда относительно новая и не имела особой значимости, и признания до начала ХХ столетия. Проблемы с речью сами собой проходили с возрастом.

Недостаток знаний в области логопедии, способствовал тому, что проблемы с речью долгое время считались физическим недостатком и их лечили как обычные болезни.

И только в 50-десятых годах прошлого столетия установлена психологическая основа проблемы нарушения речи.

Каждый человек имеет социальную сущность и нуждается в постоянном общении с другими людьми. Общение является значимым аспектом в жизни людей.

Проблемы с речью, дефекты дикции могут стать серьёзной причиной развития комплекса неполноценности. Многие общительные и компанейские личности не имели бы возможности быть таковыми, если бы ими своевременно не занялся логопед.

Безусловно, неоценима роль логопедов в социуме, ведь их деятельность способна менять судьбы людей.

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей. Эффективность деятельности логопеда лишь частично зависит от самого специалиста. Успешному результату коррекции речи могут мешать различные дефекты ротовой полости, челюстей, удаление которых не всегда возможно.

[1]

Чем логопед отличается от дефектолога? Кто такой логопед-дефектолог?

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог.

Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен.

Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Читайте также:  Артроз плечевого сустава. Причины, симптомы, диагностика и лечение артроза

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений — умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии.

То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего.

Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития.

Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми.

Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях.

То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» – мало, «френос» – ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью.

Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит.

Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле.

То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»).

В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития.

Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее  отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития.

Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному).

Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.

Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология».

Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения.

    Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны.

    А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному.

    В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики.

    Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.

  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой.

    То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.

  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов.

    Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.

  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки.

    Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).

В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.

Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector