Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу.

Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях.

При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и  дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка, его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности.

Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен.

Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи.

Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем.

Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в  зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи, отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев.

Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета.

Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда, с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы).

Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито.

Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси.

Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито).

Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны.

А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм).

Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито.

После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб.

Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком.

Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться.

Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку.

Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм.

Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле.

Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов.

Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища, требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной.

С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п.

Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни.

В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь.

Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к  новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно.

Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу.

Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни.

Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона).

При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой.

Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.

Читайте также:  Катаракта - симптомы, причины, факторы риска, эффективное лечение и профилактика болезни

д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детские болезни: грязные руки» и «Что такое пищевая аллергия» на сайте 2mm.ru

Источник фото: Shutterstock

Ученые выяснили, что младенцы, получающие твердую пищу, лучше спят — НАШ

Адрес страницы с ошибкой: https://nash.live/rus/news/society/uchenye-vyjasnili-chto-mladentsy-poluchajushchie-tverduju-pishchu-luchshe-spjat.html

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий или корректная версия:

Согласно недавнему исследованию, дети, получающие прикорм и грудное молоко, спят лучше, чем те, кто находится только на грудном вскармливании.

Содержание

Много лет существуют официальные рекомендации ВОЗ о пользе грудного вскармливания для малышей в течение первых шести месяцев жизни.

Эксперты до сих пор рекомендуют прислушиваться к этому совету, несмотря на то, что сейчас он находится на пересмотре.

Дело в том, что новое исследование дало причины думать, что твердые вещества в рационе младенца младше шести месяцев полезны для мамы и ребенка — дети спят дольше, а мамы сообщали об улучшении качества их жизни.

Исследование провели King's College и Лондонский университет Святого Георгия. В ходе эксперимента под наблюдением были 1303 трехмесячных младенцев, которых разделили на две группы. Первая была исключительно на грудном вскармливании в течение полугода. Вторая с трехмесячного возраста получала твердую пищу в дополнение к грудному молоку.

Родители заполняли онлайн-анкеты ежемесячно, пока их ребенку не исполнился год, а затем каждые три месяца, пока им не исполнилось три года.

Эксперимент показал, что в группе, где дети получали прикорм вместе с грудным молоком, наблюдались следующие результаты:

  • Малыши дольше спали.
  • Они реже просыпались.
  • В целом было меньше проблем со сном.

Несмотря на такие результаты, различия между двумя группами не были огромными. Малыши на более ранних сроках спали до 16 минут дольше в течение ночи, предоставляя взрослым около двух дополнительных часов сна в неделю. Один из ученых, проводивших исследование Др.

Майкл Перкин из Лондонского университета Святого Георгия говорит, что даже маленькие различия приносят значительную пользу родителям. Например, после плача и раздражительности ребенка, родителям сложнее уснуть.

Именно таких симптомов стало вдвое меньше во второй группе.

Прикорм можно делать самостоятельно или использовать «каши из баночек». Педиатры рекомендуют тщательно выбирать детское питание  и при покупке обратить внимание на следующие характеристики продукта:

  • Соответствие возрасту ребенка;
  • Обогащенные витаминами и минералами продукты;
  • Разнообразие рациона;
  • Индивидуальные особенности малыша.

Если вы хотите не только сформировать правильное пищевое поведение у ребенка, а подарить ему крепкий сон, а себе несколько дополнительных часов отдыха, обратите внимание на его прикорм.

Младенцы, потребляющие твёрдую пищу, спят лучше

^

Почему дети засыпают во время еды: версии экспертов

«Мы все можем чувствовать усталость после больших приемов пищи», — говорит американский педиатр Рэнди Торнтон. «Малыши в первый год спят довольно много.

К примеру, в первые несколько дней жизни они могут спать до двадцати часов в сутки! Большинство детей начинают есть твердую пищу примерно в шесть месяцев. Это просто циклы младенческой жизни. Они едят и спят.

Это совершенно нормально. Они, вполне вероятно, устают», — отмечает специалист.

https://www.youtube.com/watch?v=9FF85JwY8Dk

Кристин Стивенс, консультант по детскому сну, рассказывает, что родителям важно следить за сигналами сонливости своего ребенка. Поскольку вскоре после начала прикорма они начинают употреблять в пищу твердые кусочки, то из соображений безопасности нельзя допускать того, чтобы ребенок дремал с едой во рту, как это можно было делать, когда он засыпал с грудью или бутылочкой.

«Если вы заметили, что ваш ребенок засыпает во время еды, вы, вероятно, неправильно истолковываете сигналы о его желании поспать, о том, что он уже устал, и ему пора вздремнуть. Обратите внимание, когда ребенок начинает тереть глаза, зевать, капризничать или отворачивается от вас, возможно, пришло время сна», — советует Стивенс.

Торнтон считает, что, поскольку дети только учатся есть твердую пищу, им требуется больше времени, чтобы справиться с едой, а значит, вполне возможно, что время обеда будет пересекаться с временем дневного сна.

Кристин Стивенс повторяет эту мысль, однако отмечает, что прикорм это, скорее, обучение взаимодействию с едой, чем обязанность съедать все, что положено на тарелку.

Иными словами, если вы видите, что ребенок устал, а еда у него еще осталась, не заставляйте его доедать, пусть отдыхает.

«Смесь или грудное молоко были основными источниками питания для вашего ребенка в течение первого года. Когда они начинают знакомиться с прикормом, для них это, скорее, выработка нового навыка, чем полноценное питание», — подчеркивает консультант по сну.

А если ваш ребенок часто засыпает во время обеда, как вы можете быть уверены, что ваш ребенок получает достаточно еды? «Опыт подсказывает, что в этом случае лучше позволить ребенку решать самому.

Кормите ребенка, когда он голоден, и заканчивайте, когда он больше не хочет. В 99 процентов случаев с ним все будет в порядке.

Если он засыпает во время еды, то значит, ребенок сыт и действительно хочет спать», — рекомендует педиатр Торнтон.

Если смотреть поверхностно, то подобное поведение ребенка за столом вряд ли говорит о серьезной проблеме, однако Стивенс рекомендует на всякий случай задавать вашему педиатру любые возникшие у вас вопросы, чтобы предупредить развитие чего-то более серьезного.

«Я признаю, что дети, заснувшие во время еды, довольно милые, однако это не должно происходить каждый раз, когда они едят прикорм», — говорит Стивенс. «Если ваш ребенок засыпает каждый раз во время кормления, то вы должны поговорить с вашим педиатром», — рекомендует она.

Пользуясь случаем, напоминаем, что Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать прикорм, когда ребенку исполнится шесть месяцев (по необходимости прикорм может начаться и до этого, но не раньше, чем в четыре месяца). Есть несколько схем старта знакомства с твердой пищей, а также несколько видов продуктов, с которых рекомендуется начинать прикорм (как правило, это каши или овощные пюре).

Прикорм действительно поначалу играет роль не полноценного приема пищи, а знакомства с новыми вкусами, отработки моторных навыков, навыков жевания (да, они начинают развиваться еще до того, как у ребенка появятся зубы), взаимодействия с приборами.

Следите за поведением ребенка и не настаивайте на кормлении тогда, когда он от него отказывается: не надо вливать в него суп насильно, заставлять сидеть, если он выказывает признаки недовольства, настаивать на том, чтобы все, что вы положили в тарелку, было съедено.

Это может быть расценено как пищевое насилие, которое нарушает здоровые отношения ребенка с пищей. Почитать об этом подробнее можно вот здесь.

Здоровый сон ребенка. сколько должны спать дети и как помочь им выспаться?

Здоровый сон ребенка. сколько должны спать дети и как помочь им выспаться?

Общеизвестно, что во сне дети растут, больные выздоравливают и все люди, независимо от возраста, набираются сил. Те, кто хорошо высыпаются, лучше соображают, добиваются больших успехов на спортивном поприще и выглядят моложе своих лет. В общем, важность полноценного сна сложно переоценить. Особенно важно высыпаться тем, кто еще только начинает расти и развиваться.

Печально, но педиатры все чаще констатируют тот факт, что современные дети недосыпают. А недосыпание ребенка гораздо опаснее, чем недостаток сна у взрослого.

 Дети, которые спят значительно меньше нормы, медленнее растут и развиваются хуже сверстников. Это легко объясняется. Во-первых, во время сна вырабатываются гормоны роста.

Во-вторых, хороший крепкий сон способствует лучшему запоминанию полученной ранее информации. В-третьих, общая слабость из-за недосыпания мешает полноценно усваивать информацию.

Кроме того, у малоспящих детей ослабляется иммунитет и возрастает вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. Недосыпающие дети становятся нервными, рассеянными, суетливыми. Это относится ко всем детям независимо от их возраста: одинаково хорошо должны спать и младенцы, и юноши.

Родители обязаны обеспечить ребенку полноценный здоровый сон в достаточном количестве. А какое количество сна можно считать достаточным? Сколько времени должен спать ребенок?

Сколько должен спать ребенок?

Для детей, как и для взрослых, нормальное количество сна является индивидуальным. Кто-то из детишек спит больше, кто-то меньше. Цифры, приводимые медиками, являются средним показателем. В общем-то, к ним и нужно стремиться.

Приведенные цифры отражают общее количество сна в сутки, то есть с учетом как ночного сна, так и дневного.

Сколько часов спит ребенок?-Дети 3-4 лет должны спать не менее 10 часов ночью и 2 часа днем. В целом не менее 12 часов в сутки.-Дети от 5 до 7 лет должны спать не менее 9-10 часов ночью и 1.5-2 часа днем. В целом не менее 10.5-11 часов в сутки.-Ученики начальной школы могут не спать днем. Ночью они должны спать не менее 9 часов, лучше – 10 часов.-Подростку нужно обеспечить не менее 9 часов сна в сутки.-Старшеклассники должны спать в среднем 8 часов в сутки.

Почему ребенок спит меньше?

Причина может быть в том, что родителями не создаются нужные условия для комфортного засыпания и полноценного сна ребенка. О том, как создать эти условия и помочь ребенку лучше спать, мы поговорим чуть ниже.

Если ваш малыш спит на 1.5-2 часа меньше, чем большинство его сверстников, это должно вас насторожить. Для начала попытайтесь понять, в чем причина: в индивидуальных особенностях организма ребенка или в отсутствии условий для нормального засыпания и полноценного сна.

Нужно хорошенько понаблюдать за ребенком. Если он бодр, активен, нормально развивается, демонстрирует хорошую память, редко болеет, не проявляет чрезмерной нервозности, значит, он высыпается. Просто ему требуется чуть меньше сна, чем большинству своих сверстников.

Если же вы заметите у ребенка признаки недосыпания, при этом будете уверены, что создали все условия для нормального сна, необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Здоровый сон ребенка. Как должен спать ребенок?

1. Сон в одно и то же время. Чтобы ребенок высыпался, необходимо соблюдать режим и укладывать его спать в одно и то же время. В особенности это касается ночного сна.

Возьмите за правило класть ребенка в постель, например, в 21 час. И никогда от этого правила не отступайте. Пусть в доме гости, пусть ребенок увлекся игрой, пусть у родителей дела – все должно быть отложено ради сна ребенка.

Если он привыкнет ложиться в одно и то же время, ничто не помешает ему вовремя расслабиться и захотеть спать. Ни одна игра не будет казаться ему более привлекательной, чем свежая теплая постель и уютная подушка.

2. Подготовка ко сну, расслабление, ритуалы. Чтобы ребенок легко и быстро засыпал, уже за час-два до сна он должен оказаться в спокойной атмосфере.

Шумные игры, сложные головоломки, интеллектуальные задачи, приготовление домашних заданий, компьютерные игры, просмотр шумных продолжительных фильмов и мультфильмов, прослушивание громкой музыки и т.п. – все это должно закончиться за час-другой до отхода ко сну.

Малыш в это время может спокойно поиграть с игрушками или послушать сказку, читаемую мамой. Ребенок постарше может почитать сам, пообщаться с родителями, посмотреть спокойный фильм.

Да и не так уж много времени останется на спокойный досуг, ведь непосредственная подготовка ко сну потребует немало времени. Необходимо принять душ, почистить зубы, расправить постель, переодеться в пижаму, попить водички и т.п.

Кстати, одни и те же действия, совершаемые изо дня в день перед сном, становятся своего рода ритуалом, исполнение которого тоже помогает ребенку настроиться на сон. А это в свою очередь способствует более быстрому и глубокому засыпанию и, как следствие, более качественному отдыху.

Если, например, несколько глотков воды перед сном вдруг стали привычкой, не старайтесь отучать от нее ребенка. Пусть это будет вашим ритуалом-помощником. Если ребенок привык, что родители читают ему сказку, значит, нужно читать, вне зависимости от занятости.

Читайте также:  Водянка яичка (гидроцеле). Причины, симптомы, диагностика и лечение патологии

3. Легкость в желудке. Последний прием пищи должен быть за 2 часа до сна (это не относится к младенцам и детям, находящимся на грудном вскармливании).

Незадолго до сна ребенок может выпить чашку чая с 1-2 печеньями или стакан кефира, но не с калорийным бутербродом. Во-первых, с легкостью в теле крепче засыпается.

Во-вторых, плотные калорийные перекусы перед сном вредны для желудка.

4. Комфортная атмосфера в комнате. Перед тем как уложить ребенка, комнату нужно хорошенько проветрить. Если в помещении сухо, после проветривания стоит включить увлажнитель воздуха и довести уровень влажности до приемлемого.

Когда ребенок ляжет спать, нужно выключить свет. Можно оставить тусклый ночник, если малыш просит об этом. Ни в коем случае нельзя укладывать детей спать при включенном телевизоре или мерцающем мониторе компьютера. Впрочем, включать телевизор, верхний свет и звук колонок компьютера нельзя и после того, как ребенок уснет.

Легкие шумы и свет могут и не разбудить его, но они сделают детский сон поверхностным. Из-за этого организм не получит полноценного отдыха.

Если это происходит постоянно, у ребенка будут проявляться признаки недосыпания. То есть он вроде бы и спит, сколько надо, а все равно не высыпается. Причина – в отсутствии условий.

В комнате, где спит ребенок, должно быть свежо, темно и тихо. Вне зависимости от возраста ребенка.

Берегите сон ребенка!Берегите сон ребенка!

Нормы сна: от 0 до 6 месяцев

Типичный сон в этом возрасте

В этом возрасте новорожденный спит довольно много — приблизительно от 17 до 18 часов в день в течение первых нескольких недель и 15 часов в день к трем месяцам.

Дети почти никогда не спят больше, чем три-четыре часа подряд, ни днем, ни ночью. А значит, и вы тоже не сможете спать много часов подряд. Ночью вам придется вставать, чтобы покормить и перепеленать вашего ребенка; в течение дня вы будете играть с ним.

В то время как некоторые дети спят всю ночь уже в возрасте 8 недель, многие малыши не достигают этого показателя, пока им не исполнится 5 или 6 месяцев.

Вы поможете своему ребенку скорее достичь этого результата, с самого начала прививая ему хорошие навыки сна.

  • Как привить навыки здорового сна?
  • Вот что вы можете сделать в этом возрасте, чтобы помочь вашему ребенку приобрести правильные навыки сна:
  • Изучайте признаки утомления ребенка

Первые шесть-восемь недель ваш ребенок не сможет бодрствовать больше, чем два часа подряд. Если вы не уложите его спать дольше этого времени, он будет переутомлен и не сможет хорошо заснуть. Наблюдайте, пока не заметите, что ребенок становится сонным.

Он трет глаза, дергает себя за ухо, у него под глазами появляются слабые темные круги? Если вы наблюдаете эти или любые другие признаки сонливости, отправляйте его прямо в кроватку.

Скоро вы так изучите ежедневные ритмы вашего ребенка и его поведение, что у вас разовьется шестое чувство и вы будете инстинктивно знать, когда он готов ко сну.

Начинайте объяснять ему различие между днем и ночью

Некоторые младенцы — совы (кое-какие намеки на это вы, возможно, уже заметили во время беременности). И в то время, как вы захотите погасить свет, ребенок может все еще оставаться очень активным. В первые несколько дней вы не сможете ничего с этим поделать. Но как только ребенку исполнится приблизительно 2 недели, вы можете начинать обучать его отличать ночь ото дня.

Когда ребенок бодр и активен в течение дня, играйте с ним, включайте свет в доме и в его комнате, не старайтесь уменьшить обычные дневные шумы (звуки телефона, ТВ или посудомоечной машины).

Если он засыпает во время кормления, разбудите его. Ночью с ребенком не играйте. Когда входите в его комнату для кормления, приглушите свет и шум, не говорите с ним слишком долго.

Пройдет не так много времени, и ваш малыш начнет понимать, что ночное время — для сна.

Дайте ему шанс заснуть самостоятельно

Когда ребенку исполняется от 6 до 8 недель, начинайте давать ему шанс заснуть самостоятельно. Как? Положите его в кроватку, когда он сонный, но все еще не спит, советуют эксперты. Они отговаривают от укачивания или кормления ребенка перед сном.

«Родители думают, что если они начнут приучать ребенка слишком рано, это не даст эффекта, — говорят они,— Но это не так. Младенцы приобретают привычки, связанные со сном.

Если Вы качаете вашего ребенка перед сном каждую ночь в течение первых восьми недель, почему позже он должен ожидать что-то другое?»

Какие сложности могут возникнуть?

К моменту, когда ваш ребенок достигает 2-х или 3-х месяцев, он уже может пробуждаться ночью чаще, чем надо, а также развить отрицательные ассоциации, связанные со сном.

Новорожденные должны просыпаться ночью для еды, но некоторые могут случайно будить себя прежде, чем они действительно нуждаются в кормлении. Чтобы избежать этого, попробуйте пеленать вашего ребенка (уютно заверните его в одеяло) перед тем, как класть в кроватку на ночь.

Избегайте ненужных ассоциаций, связанных со сном — ваш ребенок не должен зависеть от укачивания, кормления для того, чтобы заснуть. Положите ребенка в кровать прежде, чем он заснет и позвольте ему заснуть самостоятельно.

От 3 до 6 месяцев

Типичный сон в этом возрасте

Поздравляем! Сейчас все ваши ночные подъемы каждые два или три часа позади (мы надеемся). К 3 или 4 месяцам большинство младенцев спит 15 часов в день, 10 из них ночью, а остальное время разделено между тремя дневными снами (их число уменьшится до двух, когда ваш ребенок достигнет 6 месяцев).

В начале этого периода вы можете все еще вставать раз или два за ночь для кормлений, но к 6 месяцам ваш ребенок будет способен спать всю ночь. Но это будет зависеть от того, воспитаете ли вы у него здоровые навыки сна.

Как привить навыки здорового сна?

Установите четкий режим ночного и дневного сна и придерживайтесь его.

Пока ваш ребенок был новорожденным, вы могли решить, когда укладывать его в течение ночи, наблюдая за признаками сонливости (трет глаза, теребит ухо и так далее). Теперь, когда он стал немного старше, вы должны установить для него определенное время для ночного и дневного сна.

Вечером хорошее время для ребенка — между 19.00 и 20.30. Позже он, скорее всего, будет слишком утомлен и ему будет тяжело заснуть. Ваш ребенок может не выглядеть уставшим поздно вечером — напротив, он может казаться очень энергичным. Но поверьте, это — верный признак, что ребенку пора спать.

Точно также вы можете устанавливать время дневного сна — планировать его на одно и то же время каждый день, или идти на ощупь, укладывая ребенка спать, когда вы видите, что он утомлен и должен отдохнуть. Любой подход приемлем, если ребенок спит достаточно.

Начинайте устанавливать ритуал отхождения ко сну

Если вы еще этого не делали, то в возрасте 3-6 месяцев уже пора. Ритуал отхождения ребенка ко сну может включать следующие действия: сделайте ему ванну, поиграйте с ним в тихие игры, почитайте одну-две сказки на ночь, спойте колыбельную. Поцелуйте его и пожелайте «Спокойной ночи».

Независимо от того, что именно включает ритуал вашей семьи, вы должны выполнять его в одном и том же порядке, в одно и то же время каждый вечер. Детям необходима последовательность, и сон не является исключением.

Будите вашего ребенка утром

Если ваш ребенок часто спит больше 10-ти часов ночью, желательно разбудить его утром. Тем самым вы поможете ему восстановить режим. Соблюдение расписания ночного сна может показаться вам не сложным, но помните, что ваш ребенок должен спать по режиму и в течение дня. Этому поможет пробуждение в одно и то же время каждое утро.

Какие сложности могут возникнуть?

Две проблемы — ночные пробуждения и развитие отрицательных ассоциаций, связанных со сном (когда ваш ребенок привыкает зависеть от укачивания или кормления, как обязательных условий для засыпания), касаются и новорожденных, и более старших детей. Но приблизительно к 3-6 месяцам может возникнуть еще одна проблема — трудности с засыпанием.

Если вашему ребенку трудно заснуть вечером, сначала убедитесь, что он не ложится спать слишком поздно (поскольку мы упомянули, переутомленный ребенок с трудом засыпает).

Если дело не в этом, то у него, возможно, развилась одна или несколько ассоциаций, связанных со сном. Сейчас самое время от них избавиться.

Ребенок должен научиться засыпать сам, а не успокоившись, благодаря вашим рукам, груди, или пустышке.

Какаую тактику избавления от ассоциаций выбрать — решать вам. Самый простой вариант — подождать пока ребенок «выкричится и уснет», подходит не всем.

Детский невролог Евромед Клиники отвечает на вопросы

Интервью с неврологом

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год.

Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально.

Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно.

Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема.

Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки.

Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно.

Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения.

Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Читайте также:  14 причин боли в коленях. Как определить этиологию и правильно начать восстановление?

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов.

Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно.

А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно.

Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус.

То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры.

Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты.

Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии.

Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр.

Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться.

Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит.

После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

  • Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
  • Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
  • — Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

  1. — Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
  2. — Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
  3. Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера.

Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка.

И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств.

Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти.

Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша.

В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии.

Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector