ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Опубликовано 26 января 2021

Одним из новогодних подарков для железнодорожников стал приказ Минтранса России от 19.10.2020 г. №428 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров на железнодорожном транспорте». Говоря привычным языком, о проведении ВЭК. Документ действует с 1 января.

ВЭК, она же врачебно-экспертная комиссия.

Каждый железнодорожник, по должности обязанный её проходить, ближе к дате прохождения начинает волноваться: чем чёрт не шутит, «браканут» — куда идти? Правила проведения ВЭК периодически меняются.

Когда-то по подавляющему большинству профессий заключение давалось на три года, потом этот срок сократили до двух. Нынешние изменения не столь глобальны, однако есть на что обратить внимание.

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Появился в нём, к примеру, пункт об обязательном включении в медосмотр исследований на наличие наркотических средств. Нужно заметить, что тест «на наркоту» де-факто появился давно, но проводился он на основании различных приказов. Теперь это исследование стало обязательным. Не будем спорить: время такое. Интересно другое. Цитируем. 

«29.10. При получении положительных результатов предварительных ХТИ (химико-токсикологических исследований — прим. ред.

) медицинская организация организует отправку биологического материала для проведения подтверждающих ХТИ в химико-токсикологическую лабораторию медицинского учреждения, уполномоченного на проведение такого рода исследований», и далее: «29.

12. Срок для получения результатов, подтверждающих ХТИ, не должен превышать 10 календарных дней».

Время прохождения медосмотров оплачивает по среднему заработку работодатель (ст. 185 ТК РФ), но на практике частенько бывает, что некоторые предприятия ограничивают оплату тремя днями. Дальше — «за свой счёт». Как отреагирует работодатель на десятидневную задержку работника в медицинском учреждении?

И так оптимизация с экономией, а тут ещё такие непроизводительные расходы!

Если результат, подтверждающий ХТИ, окажется положительным, то «председатель врачебной комиссии медицинской организации информирует работодателя о необходимости направления работника или лица, принимаемого на работу, на обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 29.15)». Очень надеемся, что весь комплекс мер, связанных с исследованиями на наличие наркотических средств, станет надёжным заслоном железной дороги от публики, любящей «побаловаться».

Изменения коснулись и порядка проведения досрочных осмотров.

Исчез пункт о направлении на досрочный осмотр «перед назначением на работы с более сложными условиями труда и (или) более высокой степенью ответственности, для которых определены повышенные требования к состоянию здоровья, включая перевод машиниста, работавшегов локомотивной бригаде, на поездную работу без помощника машиниста» (п.11.3 Положения, утверждённого приказом от 29.02.1999 г. №6Ц). Зато появился следующий:

«Работодатель вправе направить работника на внеочередной медицинский осмотр после окончания периода его временной нетрудоспособности»(п.28 нового Положения).

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Стоит сказать, что к появлению данного пункта предпосылки были давно.

Сменный график, не знающий праздников, часто провоцировал работников «заболеть» перед Новым годом или днём рожденья, если праздник хотелось встретить дома, а нарядчики этого желания не разделяли.

О том, что вместо «заболевшего» придётся работать тому, кому график подарил в этот день выходной, «больные» думали меньше всего. Ещё одна группа работников просто любила устраивать себе коротенькие отпуска по несколько раз в году.

Другая категория отправлялась на больничный, после выявления какого-либо нарушения с их стороны, за которым могло последовать полное или частичное депремирование, ибо оплата больничного по среднему заработку исключала потерю в зарплате. Если к последней категории отношение было отрицательным только у работодателя, то представителей первых двух групп недолюбливали все.

Компания пугала сотрудника внеочередной ВЭК, но дальше угроз дело не шло: прямых оснований не было. Теперь появились.

Чтобы понять, как новшество встречено работниками, мы провели опрос совместно с самой массовой группой железнодорожников в соцсетях. Взгляните.

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

  • 17% принявших участие в опросе солидарны с работодателем, у которого появилось законное основание приструнить любителей частых больничных.
  • 12% считают, что работодатель использует полученное право в репрессивных целях.
  • 5% полностью поддерживают инициативу, отдавая приоритет своему здоровью.
  • При этом половина опрошенных (48%) считает введение нового порядка необоснованным в принципе; по мнению большинства, старый полностью отвечает своему назначению.
  • Интересно, а будут ли направляться на внеочередной медосмотр руководители, мгновенно оказывающиеся на больничном после того, как на их предприятии произойдёт какое-либо событие и станет возможной постановка вопроса об их ответственности?

Как сложится правоприменительная практика — посмотрим. И, конечно, расскажем.

Ну и ещё об одном новшестве мы не можем промолчать. В предыдущем положении одним из субъектов, принимающих решение о проведении обязательных медицинских осмотров конкретных категорий работников ж/д транспорта, была профсоюзная организация. В новом положении профсоюз не упоминается совсем. Неужели все всё наконец поняли?

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok

Владимир Максимов

Пролапс митрального клапана 1 степени

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Митральный клапан расположен на границе между предсердием и желудочком. Благодаря ему обеспечивается ток крови в одном направлении. При отсутствии аномалий клапан плотно прилегает, не допуская обратного оттока крови. Пролапс митрального клапана – состояние, при котором наблюдается его провисание. При этом может наблюдаться провисание любой створки, но обычно выявляется пролапс передней створки митрального клапана 1 степени.

Факторы риска, каким бывает?

Пролапс митрального клапана первой степени развивается вследствие структурных нарушений соединительной ткани. Вследствие этих изменений створки не могут противостоять обратному току крови в нужной степени и прогибаются в полость предсердия.

Выделяют 3 степени патологии в зависимости от того, на какую величину расходятся створки.

Пролапс митрального клапана с регургитацией 1 степени – состояние, когда кровь движется в обратном направлении в небольшом объеме, так как отклонение створок составляет 3-6 мм.

Как правило, из-за небольшого отклонения диагностируется пролапс митрального клапана без регургитации 1 степени. Это состояние не несет опасности и может рассматриваться как вариант нормы.

Более выражена симптоматика при 2 степени патологии. В этом случае створки расходятся на величину от 6 до 9 мм.

8 (495) 320-21-03

Круглосуточно без выходных

Наиболее опасна 3 степень пролапса митрального клапана, при которой выпячивание створок превышает 9 мм. Этот вариант опасен, так как приводит к гипертрофии левого желудочка и предсердия, в результате чего нарушается работа сердца.

Причины

Причины, по которым развивается пролапс митрального клапана 1 степени, подразделяются на врожденные и приобретенные.

Врожденные могут быть обусловлены генетической мутацией при формировании соединительной ткани. О таких случаях речь идет при синдроме Марфана, Элерса-Данло. Также данное анатомическое изменение может передаваться по наследству.

К приобретенным, т.е. факторам, оказывавшим негативное воздействие уже после рождения, относят следующие:

  • пороки клапанного аппарата ревматической природы;
  • артериальная гипертония и гипертрофия левого желудочка;
  • инфекционный эндокардит;
  • отрыв хорды вследствие травматизации грудной клетки;
  • отрыв хорды из-за инфаркта миокарда.

Наиболее частой причиной, по которой развивается пролапс митрального клапана 1 степени, является ревматическое поражение. Это аутоиммунная реакция, которая возникает как следствие воздействия некоторых видов бактерий. Одновременно с поражением митрального клапана негативное воздействие оказывается и на другие клапаны, а также суставы.

Симптомы

Пролапс митрального клапана 1 степени не проявляется выраженной симптоматикой. На нарушения могут указывать боли в левой части грудной клетки. Продолжительность болей различна в каждом конкретном случае. Она может длиться как несколько минут, так и несколько дней.

Зависимости от физической нагрузки не наблюдается, однако боль может быть спровоцирована эмоциональным перенапряжением.

К другим признакам, которые могут возникать, относят:

  • ощущение нехватки кислорода, желание сделать более глубокий вдох;
  • аритмии;
  • головные боли и головокружения;
  • повышение температуры до субфебрильных показателей.

Бывает, что пролапс митрального клапана 1 степени выявляют при беременности во время проведения ЭКГ. При отсутствии регургитации это состояние не опасно ни для мамы, ни для плода. Однако в любом случае, беременная женщина должна систематически посещать кардиолога для отслеживания состояния.

Пролапс митрального клапана повышает риск развития гестоза беременных. Это состояние опасно недополучением плодом кислорода, что приводит к задержке роста, риску преждевременного начала родовой деятельности. В таких случаях роды проводятся при помощи кесарева сечения, что снижает вероятность осложнений.

8 (495) 320-21-03

Круглосуточно без выходных

Диагностика

При жалобах на боли в грудной клетке следует обратиться к кардиологу. При выраженной регургитации специалист сможет обнаружить нарушение при помощи прослушивания стетоскопом.

Для получения более информативных данных используют следующие методики:

Основной метод диагностики – ЭхоКГ. Он позволяет оценить степень провисания створок и величину объема обратного оттока крови. Помимо этого видны вторичные изменения, происходящие в тканях миокарда: дилатация камер, гипертрофия створок, патология фиброзного кольца.

Электрокардиограмма является дополнительным методом исследования. На ЭКГ отражается изменение ритма, ишемия, гипертрофия миокарда.

В процессе постановки диагноза необходимо провести дифференциальную диагностику со следующими состояниями:

  • пороками сердца – приобретенными и неприобретенными;
  • миокардитами инфекционной природы;
  • аневризмой МПП;
  • пролапсом 3-хстворчатого клапана;
  • митральной недостаточностью;
  • патологией межжелудочковой перегородки.
Читайте также:  Эндометрит и нет месячных после вызова

Лечение

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Пролапс митрального клапана 1 степени – состояние, которое не нуждается в лечении, если отсутствуют симптомы. В других случаях лечение назначается с учетом возраста, пола пациента, имеющейся симптоматики.

Как правило, используют следующие группы лекарственных средств:

  • успокоительные – так как симптоматика обусловлена расстройствами функционирования вегетативной нервной системы;
  • бета-блокаторы – направлены на восстановление сердечного ритма;
  • антикоагулянты – предупреждающие образование тромбов.

Основное место в лечении пролапса начальной стадии имеет корректировка образа жизни пациента. Необходимо подобрать оптимальный уровень как физической, так и умственной нагрузки.

Защита организма от эмоционального перенапряжения и стрессов осуществляется при помощи седативных препаратов в сочетании с консультациями психотерапевта. Из физических нагрузок рекомендовано посещение бассейна.

Также следует обратиться к специалисту, который сможет составить индивидуальный комплекс занятий лечебной физкультурой.

Особое значение имеет регулирование нагрузок, когда пролапс митрального клапана 1 степени диагностирован у ребенка. Важно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал ни умственного, ни физического перенапряжения, так как это приведет к нарастанию симптомов и переходу патологии на следующую стадию.

И взрослым, и детям рекомендуется время от времени отдыхать в специализированных санаториях, где будет возможность совмещать отдых с прохождением необходимых процедур: иглоукалыванием, массажами и т.д. Посещение санаториев рекомендовано не реже раза в год.

На начальной стадии патологического процесса могут применяться народные средства лечения. В качестве седативных средств показано применение отваров пустырника, шалфея, зверобоя. Настои женьшеня окажут также общеукрепляющее воздействие на организм.

Могут быть назначены препараты:

  • Циннаризин – предназначен для улучшения микроциркуляции крови;
  • Кардиометаболиты – улучшают обменные процессы;
  • Бета-адреноблокаторы – нормализуют сердцебиение;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

Хирургическое вмешательство на начальной стадии пролапса не применяют.

При отсутствии симптоматики пациент не нуждается в лечении. Единственное ограничение, которое существует – контроль над физическими нагрузками. Тем не менее, необходимо регулярно посещать кардиолога для мониторинга состояния и исключения прогрессирования заболевания.

Осложнения

Пролапс митрального клапана нечасто вызывает осложнения – всего в 2 % случаев.

К числу возможных осложнений относятся:

  • митральная недостаточность острой или хронической формы – вызывается обратным током крови;
  • эндокардиту, который может привести к разрыву хорд или отрыву фрагментов клапана;
  • тромбоэмболии;
  • аритмии.

Пролапс митрального клапана 1 стадии не опасен этими осложнениями, однако нельзя забывать, что данная патология склонна к прогрессированию.

Прогноз

Пролапс митрального клапана с регургитацией 1 степени обычно не приводит к нарушениям кровообращения, поэтому прогноз является благоприятным, если патология вовремя выявлена и назначено адекватное лечение. При адекватном режиме труда и отдыха изменения не сказываются негативно на качестве жизни пациента.

8 (495) 320-21-03

Круглосуточно без выходных

Профилактика

Так как пролапс митрального клапана зачастую является врожденной аномалией, то о профилактике говорят только в части исключения развития осложнений.

Для того чтобы снизить воздействие негативных факторов, используют следующие меры:

  • регулярное посещение кардиолога и прохождение необходимых обследований;
  • полноценный отдых;
  • переход на здоровое питание;
  • занятия лечебной физкультурой для укрепления сердечной мышцы;
  • своевременное и полное лечение заболеваний инфекционной природы;
  • контроль уровня физической и умственной нагрузки;
  • прохождение санаторно-курортного лечения;
  • отказ от вредных привычек – алкогольной и никотиновой зависимости;
  • прием медикаментозных препаратов должен быть согласован с врачом;
  • защита от стрессовых ситуаций.

Пациенты могут заниматься следующими видами спорта:

  • спортивная стрельба;
  • керлинг;
  • гольф;
  • боулинг;
  • каратэ;
  • гимнастика;
  • волейбол;
  • баскетбол;
  • бильярд.

По сути, при первой степени митрального пролапса отсутствуют строгие ограничения. Не следует заниматься только тяжелой атлетикой. Чрезмерно высокие нагрузки повышают давление, которое оказывается потоком крови, в результате провисание створок клапана может увеличиться.

Регулярное посещение кардиолога позволит исключить дальнейшее развитие патологии. Ухудшение ситуации требует назначения медикаментозного лечения.

Обучение на помощника машиниста электропоезда или тепловоза РЖД – обзор курсов в Москве

Время чтения: 6 минут(ы)

Машинист – высокооплачиваемая профессия с досрочным выходом на пенсию. Однако чтобы стать им, нужно сначала поработать помощником машиниста – обучение на него проходит в колледже или на специальных курсах.

ВЭК на помощника машиниста с ПМК 1 ст

Кто такой помощник машиниста: что нужно знать о профессии?

Если говорить кратко – это должностное лицо, которое помогает машинисту в управлении поездом. Как правило, эту ставку занимают молодые сотрудники, получившие профессиональное образование и еще не имеющие практического опыта. После работы помощником в течение определенного времени у них появляется возможность стать полноценным машинистом.

По сути дела, помощник выполняет все те же самые обязанности, что и машинист, но под его контролем.

Профессию можно разделить на несколько разновидностей в зависимости от того, на каком поезде трудится работник:

  • помощник машиниста электропоезда РЖД;
  • помощник машиниста грузового электровоза или тепловоза;
  • помощник на пассажирском поезде.

Задачи и обязанности

Должностной регламент специалиста обычно содержит следующие задачи и обязанности:

  • выполнение распоряжений дежурных депо;
  • выполнение указаний машиниста;
  • проведение техобслуживания поезда;
  • проверка локомотива перед началом смены на наличие неполадок и неисправностей;
  • мониторинг показаний приборов и выявление с их помощью некорректной работу узлов локомотива;
  • управление поездом;
  • обеспечение безопасности экипажа локомотива, пассажиров и окружающих людей.

Работа и зарплата

Заработная плата помощника машиниста в Москве составляет 50 000 – 70 000 рублей. Примерно ту же сумму получает он и в Санкт-Петербурге. В регионах цифра чуть меньше и равна 40 000 – 55 000 рублей.

Карьерный рост работника на данной должности несколько ограничен. Так, для него доступно всего две ступени для повышения:

  • машинист тепловоза, электровоза или другого вида локомотива;
  • начальник поездной бригады.

Однако это компенсируется высокой заработной платой и возможностью досрочно уйти на пенсию.

Найти работу помощнику машиниста не трудно. На рынке труда есть множество вакансий, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах. Интересно, что в провинции требуется даже больше специалистов этой категории, чем в столице.

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии можно отнести:

  • высокую заработную плату;
  • высокую востребованность на рынке труда;
  • возможность стать машинистом и увеличить свой доход в полтора – два раза;
  • досрочный выход на пенсию;
  • наличие у работников железной дороги различных льгот.

Однако есть у специальности и недостатки.

  • Высокая ответственность. Не будет преувеличением сказать, что от действий человека, управляющего железнодорожным составом, зависит жизнь других людей.
  • Ненормированный рабочий график. Нередко представителям этой профессии приходится работать целые сутки подряд.
  • Командировки. Работник редко бывает дома.
  • Жесткие требования к здоровью.

Как стать помощником машиниста?

Какие навыки нужны?

Помощнику машиниста потребуются следующие навыки и личные качества.

  • Хорошее здоровье. Управлять поездом много часов подряд, не имея полноценного сна и отдыха, при этом сохранив необходимую концентрацию и быстроту реакции, сможет не каждый.
  • Внимательность. Она нужна при осмотре локомотива перед выездом, а также при передвижении на нем. Специалист должен успеть заметить посторонний объект на путях, от его внимания не должна уйти неисправность состава.
  • Ответственность. От действий работника зависит жизнь и здоровье окружающих, и он должен понимать и осознавать это.
  • Дисциплинированность. Специалист должен четко, своевременно и в полном объеме выполнять указания диспетчера и машиниста.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Учиться на помощника машиниста можно учреждениях среднего профессионального образования, таких как колледжи и техникумы. Кроме того, эту профессию можно освоить, посетив курсы помощника машиниста.

Что сдавать для поступления?

Согласно действующим в Российской Федерации образовательным стандартам, чтобы поступить в среднее специальное или среднее техническое образовательное учреждение, необходимо сдать единый государственный экзамен по двум дисциплинам:

Какие-либо другие предметы сдавать не требуется. На количество набранных баллов чаще всего внимания не обращают.

Для обучения на курсах проходить вступительные испытания не нужно совсем. Достаточно заключить договор об оказании образовательных услуг и оплатить их, внеся денежные средства в кассу организации, проводящей обучение, или перечислив их на ее счет.

Следует отметить, что легкость поступления нивелируется жестким отбором по состоянию здоровья. Так, чтобы стать помощником машиниста, нужно пройти медицинскую комиссию. При наличии малейших нарушений работы организма претенденту отказывают в возможности обучения по этой специальности.

Сколько учиться на помощника машиниста после 9 и 11 класса?

Если абитуриент поступил в колледж или техникум после одиннадцатого класса, то срок его обучения составит два года и одиннадцать месяцев. Если это произошло по окончании им всего девяти классов, продолжительность получения образования будет на один год больше и в общей сложности равна трем годам и десяти месяцам.

Кроме того, существует углубленная программа подготовки. Она дольше на двенадцать месяцев, чем стандартная.

Что касается курсов, то на них получить специальность можно всего за несколько месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Поскольку получение профессии помощника машиниста связано с непосредственным изучением узлов и деталей локомотива, а также с практикой его эксплуатации, дистанционно обучиться этой специальности невозможно.

Читайте также:  Мебендазол. Инструкция по препарату, применение, цена, формы выпуска

Куда идти учиться?

ВУЗы и академии

В высших учебных заведениях помощников машиниста не готовят.

Колледжи и техникумы

Вот пятерка наиболее актуальных столичных колледжей, где можно освоить профессию.

  • Железнодорожный колледж № 52. Это государственное учебное заведение, специализирующееся на подготовке кадров для железной дороги. Один год обучения в нем обойдется в 67 900 рублей, по времени оно займет 2 года и 10 месяцев на базе одиннадцатого класса.
  • Московский колледж железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение финансируется из бюджета. Стоимость обучения в нем также составит 67 900 рублей за два семестра. Срок базовой образовательной программы равен 2 годам и 10 месяцам при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта. Государственное училище, расположенное в городе Кашира Московской области. Стоимость одного года обучения – 55 140 рублей в год, срок – 2 года и 10 месяцев при наличии полного среднего образования.
  • Московский вечерний техникум железнодорожного транспорта. Отличительная особенность организации – наличие только вечернего отделения. Учеба здесь будет стоить 57 300 рублей в год, а продлится она 3 года и десять месяцев при наличии одиннадцати классов (из-за вечерней формы обучения).
  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Здесь готовят специалистов не только для железных дорог, но и для остальных сфер пассажирских перевозок. Два семестра обучения в этом ПТУ обойдутся в 70 000 рублей в год, а его срок составит 2 года и 10 месяцев после окончания одиннадцати классов школы.

Есть профильные железнодорожные колледжи, которые готовят помощников машиниста, и в Санкт-Петербурге. Вот пять наиболее востребованных из них.

  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А. Суханова. Государственный техникум по подготовке кадров для РЖД. Один год обучения здесь стоит всего 25 000 рублей, а весь курс занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Волховский колледж транспортного строительства. Одно из старейших училищ ленинградской области. Стоимость обучения – 90 000 рублей в год, а срок – 2 года и 10 месяцев, если абитуриент поступает с одиннадцатью классами школы за плечами.
  • Колледж метрополитена. Как понятно из названия, здесь можно получить профессию помощника машиниста метро. Два семестра обучения стоят 48 000 рублей, а по времени оно занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение – филиал Петербургского государственного университета путей сообщения имени Александра I. Обучение здесь обойдется в 58 000 рублей за один год. Продолжительность образовательной программы – 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Колледж при военном институте железнодорожных войск. Училище под эгидой престижного петербургского военного ВУЗа. За один год обучения в колледже попросят 34 000 рублей. Его срок составит 2 года и 10 месяцев в случае поступления после одиннадцатого класса.

Все перечисленные образовательные учреждения имеют бюджетные отделения. Если обучение происходило на бесплатной основе, по его окончании выпускник направляется на определенное место работы (как правило – одно из подразделений РЖД), где должен протрудится определенное время.

Курсы и тренинги

Вот столичные курсы, где можно выучиться на помощника машиниста.

  • Учебный центр Московского отделения АО «РЖД». Обучение здесь бесплатное, но по его окончании надо отработать определенное время в компании РЖД. Срок обучения – пять месяцев.
  • Учебный центр Московского метрополитена. Здесь тоже учат бесплатно, но с таким же условием – проработать несколько лет в метро. Срок обучения – четыре месяца.
  • Центра «ПромРесурс». Стоимость – 25 000 рублей, длительность – три с половиной месяца.
  • НТ «Академия». Стоимость курсов – 18 000 рублей, а их срок – три месяца.
  • «Медиаколледж». Цена программы – 24 000 рублей, продолжительность – три месяца.

Есть подобные курсы и в Санкт-Петербурге.

  • Центр повышения квалификации при Октябрьской железной дороге АО «РЖД». Это также официальный учебный центр Российских железных дорог. Обучение проводится на тех же условиях и в те же сроки, что и в Московском филиале.
  • Учебный центр Санкт-Петербургского метро. Готовит помощников машинистов метрополитена северной столицы. Обучение бесплатное, но после него нужно несколько лет работать в ведомстве. Срок обучения – три с половиной месяца.
  • Курсы при техникуме имени А. Суханова. Стоимость – 25 000 рублей за весь курс, продолжительность – пять месяцев.
  • «Учебный комбинат». Негосударственное образовательное учреждение. Цена обучения – 22 000 рублей, а его срок – четыре месяца.
  • «Учебно-курсовой комбинат». Государственная организация по повышению квалификации. Стоимость обучения – 17 500 рублей, длительность – три с половиной месяца.

Помощник машиниста – востребованная и хорошо оплачиваемая профессия с перспективой карьерного роста и повышения уровня дохода. Этой специальности можно обучиться в колледже, техникуме или на курсах.

Плюсом является то, что по окончании училища происходит трудоустройство выпускников по распределению. Еще одно достоинство профессии – льготы и досрочный выход на пенсию.

Однако человек, решивший связать свою жизнь с железной дорогой, должен быть ответственным, дисциплинированным, внимательным, здоровым и физически выносливым.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Пролапс митрального клапана (ПМК) 1 степени: что это такое, симптомы и лечение

Пролапс митрального клапана 1 степени — это начальная фаза врожденного, либо приобретенного порока сердца. Суть отклонения заключается в нарушении эластичности анатомической структуры.

МК выступает перегородкой между левым предсердием и тем же желудочком. При развитии пролабирования наблюдается обратный отток крови (регургитация) в предыдущую камеру. Отсюда падение гемодинамики и невозможность нормальной работы органа.

Лечение строго хирургическое. Перспективы зависят от давности течения патологического процесса, наличия или отсутствия сопутствующих состояний. Обычно показано протезирование. Пластика имеет малый перечень показаний.

Диагноз ставится кардиологом. На 1 стадии возможно назначение динамического наблюдения. К операции прибегают в сложных случаях и при прогрессировании порока.

Механизм развития патологии

ПМК 1 степени — это дефект митрального клапана. В норме анатомическая структура выступает перегородкой между левым предсердием и одноименным желудочком.

Кровь движется строго в одном направлении — из предсердий в желудочки. На фоне описанного состояния наблюдается обратный ток жидкой соединительной ткани. Митральный клапан слабый, его створки западают в предыдущую камеру, делают возможной регургитацию. Количество крови в левом желудочке снижается.

Тяжесть зависит от объема регургитации. Чем она больше, тем меньше объем выброса в аорту и соответственно большой круг.

Общая гемодинамика падает, недостаток питания затрагивает все органы и системы. Головной мозг, почки, печень, в том числе и само сердце: коронарные артерии приносят недостаточно питательных веществ и кислорода.

В некоторых случаях процесс на 1 стадии протекает годами. Поскольку объем регургитации (обратного тока крови) минимален (не более 10-15%), пациент может и не замечать отклонений в собственном состоянии.

Прогрессирование наступает, но у одних в течение пары месяцев, у других на протяжении десятилетий степень отклонения не меняется. Исходя из динамики процесса, врач определяется с тактикой лечения. Стагнирующие формы не требуют сиюминутной хирургической терапии.

Причины

Факторы развития всегда патологические. Условно их можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные.

Моменты, обуславливающие существование ПМК с первых дней, характеризуются генетическим дефектом или спонтанным нарушением развития сердечнососудистой системы в перинатальный период.

Первая стадия врожденного пролапса является изолированным процессом крайне редко. Пролабирование МК легкой степени течет параллельно с нарушениями развития аортального клапана, межпредсердной перегородки, кардиопатией и прочими заболеваниями.

Помимо проблем с мышечным органом, возникают нарушения со стороны челюстно-лицевой области и прочих анатомических структур.

Приобретенные дефекты обнаруживаются в разы чаще. Они не связаны с генетическими синдромами.

Всему виной негативные внутренние и внешние факторы: курение, потребление спиртного, неблагоприятная экологическая обстановка, радиационные фон, прием медикаментозных средств, тяжелое течение беременности и прочие моменты.

Причин масса:

  • Недостаточная эластичность соединительной ткани. Неправильная структура закладывается еще во внутриутробном периоде. Возможно возникновение аутоиммунных патологических процессов: системной красной волчанки, коллагенозов. Все эти факторы приводят к ослаблению, истончению клапанной структуры. Возникает регургитация МК и его пролапс. Нужно сказать, что заболевание задерживается на 1 степени недолго. Прогрессирование стремительно приводит к сердечной недостаточности.
  • Проблемы с местным и общим обменом веществ. Метаболический фактор обуславливает слабое питание анатомической структуры. Результатом оказывается падение эластичности, дистрофия соединительной ткани. Итог — снижение сопротивляемости. Даже при нормальном давлении внутри левого желудочка возникает избыточное воздействие на митральный клапан. Он не выдерживает, раскрывается, пропускает кровь в обратном направлении, возникает регургитация.
  • Артериальная гипертензия. Рост давления. Не всегда он связан с сосудистыми проблемами. Но чаще так и есть. Стабильное повышение показателей тонометра приводит к стремительному нарушению функциональной активности сердца. Левый желудочек разрастается, расширяется. Возникает перегрузка. Механическое воздействие усиливается и на митральный клапан. В определенный момент он не выдерживает, раскрывается, пропускает жидкую соединительную ткань в обратном направлении. Коррекция артериального давления не дает полноценного восстановления. Требуется операция. Лечение проводится сразу по двум направлениям: нормализация АД и протезирование анатомической структуры.
  • Ишемическая болезнь сердца. Имеет несколько этиологических факторов. Основной — коронарная недостаточность. Развивается как итог атеросклероза артерий. Такая сложная схема цепного типа приводит к трудностям ранней диагностики. Мышечный слой недополучает питательных веществ, кислорода. Отсюда дистрофия митрального клапана. Восстановление проводится хирургическими методами. Но смысла купировать следствие нет. Нужно устранить коронарную недостаточность, восстановить сократительную способность миокарда.
  • Миокардит. Воспаление мышечного слоя органа. Представляется инфекционным заболеванием почти в 80% случаев. При этом оно крайне редко бывает первичным. Обычно речь об осложнении перенесенной простуды или ОРВИ. В оставшихся 20% ситуаций говорят об аутоиммунном процессе. Оказывается результатом ревматизма. Лечение срочное, в стационарных условиях. Применяются ударные дозы антибиотиков, возможно назначение иммуносупрессоров, угнетающих патологические реакции тела.
  • Перенесенная ранее ангина. Воспаление горла. Также называется тонзиллитом. Процессы подобного рода прогрессируют стремительно. Необходимо в срочном порядке перевести заболевание в латентную фазу и держать его в подобном состоянии постоянно.
  • Перикардит. Воспаление околосердечной сумки. Она сохраняет мышечный орган в одном положении, не позволяет тому смещаться в момент полного сокращения. Опасность несет не столько сам патологический процесс, сколько его осложнения. Например, тампонада. То есть компрессия кардиальных структур выпотом или кровью (намного реже). Закончиться все может стремительной остановкой сердца.
  • Прочие пороки развития мышечного органа. Сказываются различные состояния. Связь не всегда очевидна на первый взгляд. Операция становится единственным шансом на восстановление нормальной активности органа и стабилизацию гемодинамики.
  • Перенесенный инфаркт. Острое отмирание тканей мышечного слоя. Некроз приводит к грубому рубцеванию (явление носит название постинфарктный кардиосклероз). Эластичность сердца падает, при прежнем объеме наполнения кровью давление в камерах растет. Соответственно нагрузка на митральный клапан существенно выше обычного показателя. В течение длительного периода орган так работать не может.
Читайте также:  Метастазы саркомы в легкие, как облегчить дыхание

Точные причины, однако, не известны до конца. Врачи указывают на большую роль так называемой соединительнотканной дисплазии. Это врожденное нарушение формирования мышечных структур, связок, в том числе миокарда и клапанов (аортального, митрального).

Сопровождается патологический процесс группой отклонений. Не только пролапсом, но и прочими моментами. Возникает искривление позвоночника из-за слабости мышечного корсета спины, артрит по причине неправильного распределения нагрузки, близорукость.

Симптомы

ПМК 1 степени с регургитацией 1 степени сопровождается группой проявления неврогенного, кардиального, дыхательного происхождения. Клиническая картина разнится в зависимости от количества выходящей обратно крови. На ранней стадии признаков много, но они едва различимы.

  • Боли в грудной клетке. Незначительной интенсивности. Дискомфорт продолжается от пары секунд до 10-20 минут в крайне редких случаях. Неприятное ощущение может указывать на коронарную недостаточность или быть следствием отклонений формирования митрального клапана. Определить с ходу причину невозможно, требуется диагностика.
  • Одышка. На первой стадии, когда объем нарушений минимален, дискомфорта практически нет. Чтобы начались проблемы подобного рода, нужна интенсивная физическая нагрузка. Обычно требуется пробежка около километра, подъем на 4-5 этаж пешком, перенос значительного веса. Длительность симптома — около 3-10 минут. После прекращения интенсивной деятельности все возвращается в норму.
  • Нарушения сердечного ритма. Обычно по типу тахикардии. Митральная недостаточность 1 степени не дает существенных отклонений вроде фибрилляции или экстрасистолии. Потому опасности как таковой нет.
  • Повышенная потливость или гипергидроз. Обнаруживается в ночное время или после длительной физической активности. Симптом сопровождает пациента последующий период. Коррекция пролапса митрального клапана не приводят к тотальному излечению, но симптоматика частично сглаживается, самочувствие улучшается.
  • Бледность кожных покровов. Пациент становится похож на восковую фигуру. Сквозь толщу мраморного дермального слоя видны сосуды.
  • Цианоз носогубного треугольника. Посинение области вокруг рта. Особенно в момент повышенной физической активности. Затем все сходит на нет.
  • Головокружение. Вертиго может привести к невозможности нормальной ориентации в пространстве.
  • Цефалгия. Боли локализуются в затылке, теменной области. Вызываются падением артериального давления. Опасных последствий нет в большинстве случаев.
  • Редко возможны обмороки.

Клиническая картина не сопровождается тяжелыми симптомами, пока болезнь не прогрессирует до 2-3 стадий. В некоторых ситуациях проявлений может и вовсе не быть.

Оценке подлежит объем регургитации, а не степень прогиба створки. Это основной критерий тяжести текущего патологического процесса. Подробнее о регургитации читайте в этой статье.

Диагностика

Проводится врачом-кардиологом. Обследование представляет определенные сложности на данном этапе. Симптомов еще мало, клиническая картина может полностью отсутствовать. Потребуется тщательное ведение человека.

Какие методики используется:

  • Устный опрос больного на предмет жалоб.
  • Сбора анамнеза. Образ жизни, семейная история, прочие моменты, в том числе вредные привычки.
  • Измерение артериального давления, частоты сердечных сокращений. Оба показателя в норме или незначительно изменены.
  • Суточное мониторирование. Регистрируется как АД, так и ЧСС в течение 24 часов. В динамике можно получить куда больше данных, тем более, если пациент продолжает обычную повседневную деятельность.
  • Электрокардиография. Используется для оценки функциональной активности кардиальных структур. Отклонений не много, бывает нет вообще.

Эхокардиография. Ультразвуковой способ оценки сердечнососудистой системы. Основной путь диагностики пролпаса митрального клапана.

  • Аускультация. Выслушивание сердечного звука. Диагноз ПМК выставляется в том числе на основе синусового шума — так проявляется обратный ток крови.
  • МРТ по мере необходимости.

Патологический процесс определяется относительно просто. Достаточно эхокардиографии. Остальные способы направлены на установление степени тяжести и осложнений.

Методы лечения

Пролабирование как передней, так и зажней створки митрального клапана устраняется хирургически. Консервативный путь неэффективен.

Однако применение медикаментов показано на этапе планирования операции и после вмешательства для поддержки состояния кардиальных структур в работоспособном положении.

Основной метод лечения — протезирование митрального клапана. Пластика не имеет большого смысла и дает худший прогноз и при идентичной и даже большей сложности вмешательства.

При этом нет смысла сразу ложиться под нож. Да и не один врач не назначит радикальной терапии с первого взгляда на человека. На ранней стадии процесс может спонтанно затормозиться. Операция показана при стабильном прогрессировании в течение 3-6 месяцев.

Какие медикаменты используются:

  • Кардиопротекторы. Для улучшения обменных процессов в сердечной мышце. Милдронат подойдет.
  • Антиаритмические по мере необходимости. Амиодарон. Но в минимальной дозировке, коротким курсом.
  • Препараты для понижения артериального давления. Ингибиторы АПФ, бета-блокаторы, средства центрального действия, антагонисты кальция. С большой осторожностью и строго по показаниям.

В обязательном порядке показано изменение образа жизни. Никаких стрессов, курения, спиртного, минимум физической активности.

Новый рацион также требуется, но строгую диету назначать и соблюдать не обязательно. По возможности следует обращаться к профильному специалисту по питанию. Самостоятельно рекомендуется придерживаться лечебного стола №10.

Прогноз

Благоприятный на первой стадии течения пролапса митрального клапана. Операция нужна не всегда. Выживаемость максимальна и составляет почти 100%. При стремительном прогрессировании заболевания вероятность несколько ниже. Она коррелирует со скоростью нарушения.

Негативные факторы существенно ухудшают прогноз сначала по течению пролапса, а затем для жизни вообще.

Среди неблагоприятных моментов:

  • Плохая семейная история. Присутствует частичная генетическая обусловленность. По крайней мере предрасположенности.
  • Наличие соматических сопутствующих патологий.
  • Плохой ответ на проводимое лечение.
  • Невозможность оперативного вмешательства при присутствии показаний.
  • Возраст свыше 50 лет.
  • Несколько пороков сердца одновременно.
  • Генетический характер отклонения.
  • Принадлежность к мужскому полу.

Чем больше негативных моментов, тем хуже прогноз развития состояния.

Возможные осложнения

Среди последствий пролапса выделяются:

  • Остановка сердца. Возникает в результате существенного падения сократительной способности миокарда. Асистолия требует срочных реанимационных мероприятий.
  • Инфаркт. Некроз функционально активных тканей. Заканчивается ишемической болезнью разной тяжести всегда. Вероятность фатальных нарушений минимальна. При этом пролапс первой степени прогрессирует стремительно.
  • Инсульт. В итоге недостаточного кровообращения в церебральных структурах.
  • Сосудистая деменция. Представлена нарушением нормальной трофики головного мозга. Симптомы похожи на проявления болезни Альцгеймера. Восстановление потенциально возможно.

При этом начальные фазы описанного порока сердца практически не дают осложнений. При общей распространенности в 1.5-3% от количества кардиальных патологий, риск последствий не более 0.3-1% в целом.

В заключение

Пролапс створок митрального клапана 1 степени — это западение анатомической структуры в предсердие, что сопровождается обратным током крови, нарушением гемодинамики, ишемией и гипоксией органов и тканей.

Однако восстановление требуется не во всех случаях. Имеет смысл какое-то время наблюдать за пациентом. По мере необходимости назначают хирургическое лечение.

Операция ассоциирована с отличным прогнозом, хотя определенные ограничения на жизнь налагаются.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector