Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возрастаЕлена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками

Что такое возрастной кризис

Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.

Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.

Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.

Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.

По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».

Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.

Кризис 7 лет

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.

Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.

Семилетний ребёнок теряет непосредственность

Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.

В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.   

В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.  

Советы родителям

Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.

Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.

Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.

Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.

Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.

Кризис 13 лет

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.

У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.

Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →

Советы родителям

Помните о двух моментах.

  • В этом возрасте условием для мотивации познавательной деятельности является возможность проявлять умственную самостоятельность и инициативность. Не запрещайте подростку устраивать научные эксперименты, интересуйтесь его исследованиями и обязательно хвалите даже за мелкие успехи.
  • Подростку необходим опыт реальной общественно полезной деятельности и признание другими людьми. Отправляйте его в образовательные лагеря, записывайте в кружки и секции.

Кризис 17 лет

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

Советы родителям

Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.

Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.

Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.

Трудности родителей в периоды возрастных кризисов у детей

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Дети растут и развиваются, учатся и набираются опыта, радуют и огорчают родителей. Их рост сопровождается кризисами развития, которые помогают ребенку перейти на новую жизненную ступень. Для большинства родителей это не простые периоды жизни.

Психологи выделяют:

Каждый из отмеченных кризисов является важным этапом в жизни ребенка. Для выстраивания гармоничных отношений со своим сыном или дочерью, от родителей требуется знание и понимание особенностей возраста, и внимательное отношение к изменениям в своём ребенке.

Сложно понять какие изменения происходят в ребенке и почему. В эти периоды родители могут испытывать растерянность, чувствовать беспомощность и раздражение, понимать, что с ребенком происходит что-то непонятное.

Это может быть поводом обращения за помощью к психологу.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни.

Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни.

Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий.

Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке.

Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами.

Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства.

Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем.

В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.   

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми.

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей.

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам».

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы. Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо. Со временем агрессия стала возникать и дома.

Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына.

Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика.

Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными.

Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет».

Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела.

Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно.

Читайте также:  Уреаплазмоз - причины, симптомы, современная диагностика, лечение, профилактика болезни

Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет.

Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь.

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка.

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было.

Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки.

Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье.

Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными.

Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада.

Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное.

Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением.

Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком.

Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем.

Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень.

Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Возрастные кризисы детства

Детский кризис трактуется как переломный момент в развитии ребенка, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее протекание его процесса развития.

Детство (от рождения до 15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, живет сегодняшним днем и реализует цели, поставленные другими людьми (родителями, воспитателями, учителями).

Так как дети не могут ставить перед собой далекие цели, в лучшем случае это будут цели короткого действия, на ближайшее будущее, то они живут по «чужому сценарию».

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста

Кризис новорожденного. Рождаясь на свет, человек сразу же попадает в ситуацию первого жизненного кризиса, который связан с необходимостью адаптироваться к совершенно новой среде обитания.

Отделяясь от матери физически в момент родов, младенец является абсолютно беспомощным, зависящим во всех аспектах своей жизни от окружающих взрослых.

В целом развитие ребенка в младенческом возрасте идет удивительно быстрыми темпами и осуществляется одновременно по различным направлениям (развитие моторики, интеллекта, предпосылки формирования личности), благодаря которым к концу первого года жизни малыш устанавливает прочные связи с окружающим миром.

Степень доверия, с которым он относится к окружающему миру, другим людям, самому себе, в огромной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Если потребности младенца удовлетворяются, с ним разговаривают, ласкают, играют, то он проникается доверием к окружению.

Если же ребенок не получает должного ухода, заботы, внимания, любви, то у него формируется недоверие по отношению к миру и людям в частности, которое он будет нести с собой в последующих стадиях развития. Успешность прохождения данного кризиса в огромной степени зависит от близких взрослых, окружающих ребенка.

Кризис первого года жизни. Основные проблемы данного возраста: растущий интерес ребенка к окружающему миру, желание познакомиться с множеством вещей, но ограниченные возможности самостоятельно перемещаться в пространстве, потребность в общении, но минимальные возможности участвовать в нем.

Все это обостряет кризис. Ведущая деятельность данного возраста — освоение предметов окружающего мира. Малыш уже не просто манипулирует предметами, а учится использовать их в соответствии с функциональным назна- чением.

Основными психическими новообразованиями, которые обеспе чат выход из кризиса, являются:

  • речь, освоение которой является исходным пунктом развития сознания ребенка;
  • развитие локомоций (ходьбы, бега и других движений), моторики пальцев рук и т. д.;
  • развитие предметно-осмысленного восприятия;
  • рождение собственного «Я», выделение себя как персоны, что знаменует начало самосознания.

Таким образом, главным для ребенка в этот период является овладение миром вещей и развитие своих возможностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Огромное значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми.

Кризис трех лет. В 2,5 — 3 года ребенок впервые начинает говорить о себе «Я», а другим «Ты», осознавать свое имя и половую принадлежность, стремится к самостоятельности и волеизъявлению: «Я сам!», «Я хочу!». Это стремление к эмансипации рождает целый ряд особенностей его поведения: негативизм, упрямство, бунт, строптивость, своеволие, обесценивание норм, деспотизм.

На этой стадии ребенок продолжает осваивать различные движения. Малыши гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать все, на что он способен, самому, то у него формируется самостоятельность и уверенность.

Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат все сделать за ребенка, то у него развивается нерешительность и стыдливость. Новые потребности ребенка быть самостоятельным, быть «как взрослый » реализуются в игровой деятельности.

Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных (строительство), к сюжетно-ролевым (дочки-матери) и играм по правилам. Ребенок дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасывает взрослых вопросами.

У детей, чья инициатива поощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если ребенка наказывают, так как для родителей его двигательная активность нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, то он начинает себя чувствовать виноватым, и это чувство будет с ним в следующих периодах жизни.

Большое место в жизни дошкольников начинает занимать рисование, лепка, занятия музыкой и физическими упражнениями, основным источником которых является любознательность.

В этих видах деятельности формируются главные психические новообразования дошкольника: воображение (возможность изображать одни предметы и явления с помощью других), совершенствуется восприятие и наглядно-образное мышление.

В сфере личности усваиваются нравственные нормы поведения и взаимоотношения с другими людьми, развивается планирование своих действий на короткий срок, стремление к достижению результата и получению позитивной оценки со стороны взрослых.

У старшего дошкольника уже выражено стремление к успеху, хотя неудачи могут переживаться остро и лишать его желания продолжать деятельность, все равно появляется стремление добиться положительного результата. В целом на протяжении дошкольного возраста задаются необходимые предпосылки для начала обучения в школе.

Кризис первоклассника. Поступление ребенка в школу важное событие детства. Все, что было до школы, воспринимается им как «когда я был маленьким». Источником взросления вчерашнего дошкольника является новый социальный статус — ученик, который влечет за собой новые права и обязанности и ведет к изменениям в жизни и развитии ребенка.

Чем лучше ребенок подготовлен к школе, тем легче он справляется с адаптацией к школьной жизни, новому ритму, одноклассникам, учителю, к самой учебной деятельности. Для слабо подготовленного ученика кризис первоклассника может стать тяжелым испытанием. Источниками кризиса являются противоречия между требованиями учебной деятельности, школьного распорядка и актуальными возможностями ребенка.

Читайте также:  Перелом лодыжки. Причины, симптомы, виды, первая медицинская помощь и реабилитация

Психические новообразования данного возраста:

  • способность управлять своей умственной и двигательной деятельностью, своим поведением, что связано прежде всего с развитием воли (младшие школьники более выдержаны и настойчивы, чем дошкольники, однако эффективность преодоления препятствий и трудностей у них в большей степени зависит от внешней стимуляции со стороны взрослых);
  • способность планировать свои действия «про себя», в уме, мысленно проигрывать их, прогнозировать последствия, вносить коррективы в собственное поведение, что является необходимым условием становления целеустремленности ребенка;
  • способность наблюдать за собой, анализировать и оценивать свои мысли, переживания, действия, поведение как важный источник развития самосознания и личности ученика.

Развитие этих психических новообразований зависит как от активности самих детей, так и от особенности обучения, воспитания, общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В начальной школе огромное значение для ребенка имеют успехи в учебе.

Хорошо учащийся школьник получает подтверждение своей умелости, а отстающий от сверстников закрепляет чувство неполноценности. То же самое происходит с приобретением ребенком различных трудовых навыков.

Взрослые, поощряющие результаты труда ребенка, подкрепляют формирование умелости, а оценивающие, критикующие — закрепляют чувство неполноценности.

Подростковый кризис. Психологическим критерием начала подросткового кризиса является представление у школьника «Я уже не ребенок» и притязания «считаться взрослым».

В социальной ситуации развития возникает противоречие между стремлением подростка к взрослости (следовательно, к самостоятельности, ответственности, независимости) и сохранением прежнего социального положения — ученика, школьника, зависящего от окружающих взрослых.

Можно сказать, что уровень притязаний пока предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Это противоречие разрешается за счет более активного включения школьника в жизнь общества, расширения сферы общения и деятельности.

Поэтому ведущей деятельностью данного возраста становится общественно полезная: учебная, трудовая, организационная, спортивная и т. д. Психическими новообразованиями в личностной сфере является — «чувство взрослости», статус взрослого; в интеллектуальной сфере — переход к абстрактному мышлению, которое становится доминирующим и оказывает влияние на развитие восприятия, памяти и других психических процессов.

Общение со сверстниками и взрослыми — это та сфера, где подросток реальнее всего может получить доказательство своего взросления, реализовать свое стремление «считаться взрослым».

Претензия на статус взрослого человека необходима для того, чтобы повысить самооценку, обрести эмоциональное благополучие, поэтому активизируется процесс самоутверждения. Но успешность самоутверждения в сфере общения зависит как от самого подростка, так и от окружающих его людей.

Подражание взрослым в деятельности и общении активизирует так же процесс самовоспитания, физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт «мужественности» и «женственности».

Поэтому степень выраженности каждого из названных направлений во многом зависит от выбранного подростком идеала взрослости. В этот период начинает формироваться целостное представление об идеале «образа Я».

Перед подростком встает задача обобщить все, что он знает о себе как о мальчике (девочке), друге, сыне и т. д. Эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Если молодой человек справился с этой задачей, то он достигает психосоциальной идентификации, и у него появляется четкое представление о том, кто он есть, куда ему двигаться, в противном случае происходит «путаница ролей».

Если в предшествующие периоды жизни подросток выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значительно увеличиваются.

Если же подросток в эту стадию входит с грузом недоверия, нерешительности, чувства вины и неполноценности, то ему гораздо труднее определить свое «Я». Симптомом неблагополучия молодого человека является неуверенность в понимании того, кто он, какой он, к какой среде принадлежит.

Такая путаница типична для малолетних правонарушителей. Подростковый кризис самый тяжелый как для самого подростка, так и для его окружения. Причина в том, что основное противоречие не разрешается полностью в подростковом возрасте и переходит в следующий, юношеский этап. Но об этом читайте в следующем номере.

Л. А. Овечкина, психолог ГЦМП.

37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет

Раннее детство
(1- 3 года). Происходят изменения
в личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Меняются отношения между ребенком и
взрослым,возникновение совместной
деятельности ребенка и взрослого
,данная деятельность становитсяпредметной.

Усвоение общественно выработанных
способов употребления предметов,
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
объясняет, для чего они нужны и где их
надо использовать.«Ребенок – ПРЕДМЕТ
– взрослый».
Важным для ребенка
является предмет.

Убедиться в этом
можно, наблюдая за тем, как ребенок
играет: он постоянно смотрит на тот
предмет, которым увлечен. Может возникнуть
ощущение, что ему ничего больше не
требуется и никто не нужен, его внимание
сосредоточено только на объекте
увлечения.

Без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.

Совместная деятельность становится
предметной, потому что мотив этой
деятельности заключается в самом
предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает
форму организации предметной деятельности.

Оно происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета.

Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.

Личностное развитие.Личностная социализацияребенка,
так как, наблюдая за взрослыми, он
старается подражать им: делать так, как
делают они, вести себя так, как они ведут
себя в тех или иных ситуациях.

Процесс
подражания идет через общение и
взаимодействие взрослого и ребенка.
Наблюдение за поведением людей и
подражание им становится одним из
основных источников личностной
социализации ребенка.

Чувство
привязанности, которое формируется у
ребенка к концу 1 года жизни и продолжает
развиваться в раннем детстве.

Причина
привязанности в том, что взрослые
удовлетворяют основные потребности
ребенка, снижают их тревожность,
обеспечивают безопасные условия
существования и активного изучения
окружающей действительности, формируют
основу для нормальных взаимоотношений
с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком,
он более активен и склонен к изучению
окружающей среды. Положительная оценка
поступков и личных качеств ребенка
родителем формирует у него чувство
уверенности в себе, веру в свои способности
и возможности. Если ребенок привязан к
своим родителям и они платят ему тем
же, то он более послушен и дисциплинирован.

Если родители доброжелательны, внимательны
и стремятся удовлетворять потребности
ребенка, то у него вырабатывается личная,
персональная привязанность. Если ребенок
лишен постоянного положительного
эмоционального контакта с матерью или
близкими людьми, то у него в дальнейшем
возникнут проблемы в установлении
нормальных, доверительных отношений с
другими.

В раннем детстве происходит становление
самосознания.Развитие
самосознания введет к
формированиюсамооценки.Отмечается
развитиесамостоятельности.Фраза
«Я сам» говорит о ее проявлении. Ребенок
уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.

Овладев ходьбой, он находит себе преграды,
препятствия и старается их преодолеть.
Все это доставляет ребенку удовольствие,
у него начинают складываться сила воли,
настойчивость, целеустремленность. У
многих детей проявляется непослушание.
Когда им говорят, что так делать нельзя,
те продолжают делать по-своему.

Это
происходит из-за стремления детей как
можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать
свои возможности и собственные качества
личности. 2летний ребенок понимает, что
может оказывать влияние на людей и
добиваться желаемой цели. Развивается эмпатия –
понимание эмоционального состояния
другого человека. Можно наблюдать, как
1,5годовалый ребенок стремиться утешить
расстроенного человека: он обнимает
его, целует, дает ему игрушку.

Появляется
потребностьв достижении
успеха.Эта потребность
формируется поэтапно.

Сначала ребенок
начинает осознавать свои успехи и
неудачи, затем может объяснить успехи
и неудачи других людей, потом он
приобретает способность различать
задания по степени трудности и оценивать
меру развития собственных умений,
необходимых для выполнения данного
задания, может оценивать свои способности
и прилагаемые усилия.

Кризис 3 летизменения отношений
ребёнка со взрослыми. Ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли.

Он начинает сравнивать себя со
взрослыми, и у него невольно возникает
желание выполнять те же действия, что
и они, например: «Когда я вырасту большой,
буду сам чистить зубы». Появляются:
негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм.

Эти характеристики описал
Выготский: возникновению подобных
реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.

Негативизмпроявляется
в негативной реакции на требование или
просьбу взрослого, а не на само действие.
Ребенок игнорирует требования одного
члена семьи или воспитательницы, а
других слушается.

Негативизм в основном
проявляется во взаимоотношениях с
родными, а не с посторонними людьми.
Возможно, подсознательно ребенок
чувствует, что такое поведение по
отношению к родным не принесет ему
серьезного ущерба.

Негативизм и
непослушание – разные вещи.

Упрямство.Его причина
не в стремлении ребенка во что бы то ни
стало получить желаемое или требуемое,
а в том, чтобы с его мнением считались.
Ребенку неважно, получит он эту вещь
или нет, ему необходимо утвердиться в
своей «взрослости», в том, что его мнение
тоже что-то значит. Поэтому упрямый
ребенок будет настаивать на своем даже
в том случае, если данная вещь не очень
ему нужна.

Обесценивание. Начинают
обесцениваться все привычки и ценности,
которые раньше были дороги. Ребенок
может бросить и даже сломать любимую в
прошлом игрушку, отказывается соблюдать
ранее принятые правила поведения, теперь
считая их неразумными.

Строптивостьнаправлена
против принятых норм поведения в семье
и схожа с негативизмом и упрямством.
Например, если в семье принято вместе
ужинать, то ребенок начинает отказываться
есть именно в это время, а затем у него
появляется аппетит.

Своеволиевыражается в
стремлении ребенка делать все самому.
Если в младенчестве он стремился к
физической самостоятельности, то сейчас
его поведение направлено на самостоятельность
намерений и замыслов.

Такое поведение
проявляется не только в предлагаемых
взрослым действиях, например: «Сделай
это сам», «Ты уже большой и можешь это
сделать», но и в упорном стремлении
поступать так, а не иначе.

Это чувство
до такой степени захватывает ребенка,
что он открыто противопоставляет свои
желания ожиданиям других. Проявление
самостоятельности отражается на
взаимоотношениях со взрослыми. Когда
ребенок осознает, что может что-то
сделатьсам,помощь
взрослых ему не нужна.

Они должны понимать
это и стараться избегать негативных
высказываний по данному поводу, не
критиковать ребенка, а позволять ему
проявлять самостоятельность.

Читайте также:  Апатия в пожилом возрасте может свидетельствовать о проблемах головного мозга

Протест-бунтвыражается
в частых ссорах детей с родителями. По
Выготскогу, «ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними» (Выготский
Л.С., 1991).

Деспотизм: ребенок начинает
диктовать всем окружающим, как себя
вести, и стремится, чтобы его слушались
и поступали так, как он говорит. Подобное
поведение может отмечаться, когда
ребенок один в семье или последний по
счету.

В раннем детстве ведущей становится предметная
деятельность,которая влияет
как на психическое развитие, так и на
общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит
манипулятивный характер: ребенок может
повторить действия, показанные взрослым,
перенести усвоенное действие на другой
предмет, освоить некоторые собственные
действия. Но, манипулируя, ребенок
использует только внешние свойства и
отношения предметов.

В раннем детстве
предметы становятся для ребенка не
просто объектом, а вещью, имеющей
определенное назначение и определенный
способ употребления.

Ребенок старается
овладеть новыми действиями предмета,
а роль взрослого заключается в
наставничестве, сотрудничестве, помощи
в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в
конце младенческого возраста и в начале
раннего детства, ребенок никогда не
сможет понять его функции. Он может
много раз открывать и закрывать дверцу
шкафа, но никогда не поймет ее
функционального назначения. Объяснить
это может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не
гарантирует, что ребенок станет
употреблять его только по назначению,
но важно то, что он будет знать, как,
когда и где это следует делать. Узнав,
что карандаши нужны для письма и
рисования, ребенок может катать их по
столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании
ребенка тесно связаны между собой. Он
не может причесаться палочкой или попить
из кубика. Но со временем происходит
отделение предмета от действия.

Выделяют 3 фазы развития связи действия
с предметом: 1) с предметом могут
выполняться любые действия; 2) предмет
употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета
возможно, но только в том случае, когда
известно его истинное назначение.

На этом этапе происходит: 1) овладение
ребёнком предметным миром под руководством
взрослых. (Овладение только ближними
предметами).

2) Овладение реб. социальных способов
удовлетворения своих биологических
потребностей.

Роль взрослого на этом этапе: 1) взрослый
= образец для подражания. 2) родители
вводят ребёнка в мир социальных
требований. 3) родители знакомят ребёнка
с миром окружающих предметов

На этом этапе происходит:

  1. Развитие памяти 2.Развитие речи (этот период наиболее чувствителен)

— 1год – 3-30 слов;- 2г. – 200-300 слов; — 3г –
1,5 тыс.слов

Речь может быть пассивной (понимание)
и автономной (понятной из контекста).
Отголоски можно встретить в дошкольном
возрасте. Развивается быстрее у тех с
кем, больше общаются и читают.

  1. Мышление – наглядно-действенное (например пирамидка)

  • Кризис 3-х лет. (Я сам):
  • — осознание отдельности от родителей;
    — эгоцентризм.
  • 1) Местоимение – ««Я» Сам»; 2) Негоцентризм
    – «Не пойду»; 3) Автономность
  • Новообразования: Предметная
    деятельность, Речь, мышление, автономность

Возрастные кризисы развития человека (Таблица, этапы)

Возрастные кризисы — это особые переходные этапы между возрастами человека, которые характеризуются сменой основной деятельности, резкими психологическими изменениями и социальной ситуации развития. Каждый человек проходит несколько таких этапов развития и взросления в своей жизни, и каждый раз меняется мировозрение человека, его статус по отношению к обществу и самому себе.

Таблица возрастных кризисов человека

Задача Новообразование Признаки Коррекция
Возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. В этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша.
Основная задача – самостоятельность, автономность.
  • 1) малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей;
  • 2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий;
  • 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает.
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба. Необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности.
Основная задача – инициативность, активность. 1) Важным является проявление «воли» у малыша.
2) Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов. 
  1. 1) Негативизм
  2. 2) Упрямство
  3. 3) Строптивость
  4. 4) Обесценивание
  5. 5) Стремление к деспотизму
  6. 6) Протест — бунт
Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность.
Основная задача – умелость, компетентность.
  • 1) происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы.
  • 2) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.
  • 3) открытие для себя новой социальной позиции — позиции школьника.
  • 4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность
  1. Основные признаки:
  2. 1) потеря непосредственности
  3. 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.
  4. 3) Замкнутость, неуправляемость
  • Коррекция поведения:
  • 1) необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.
  • 2) Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям.
  • 3) Нужно стараться не заставлять, а убеждать.
  • 4) Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. Для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь.Нужноотносится к ребенку как к личности.
Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них. Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний.
1) Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается.
2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением.
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией. Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции.
Основная задача – баланс между развитием и стагнацией. Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности.
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса).
  1. Основные признаки:
  2. 1) В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации.
  3. 2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им.
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. Относительное снижение характеристик психофизических функций«поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности — это самоопределение методом «проб и ошибок» Психологическое состояние этих людей характеризуется  витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector