Плохая память, причины. Как улучшить память?

Плохая память, причины. Как улучшить память?

Проблемы с памятью разделяют в зависимости от типа памяти:

  1. Проблемы с кратковременной памятью
  2. Проблемы с рабочей памятью
  3. Проблемы с долгосрочной памятью

Проблемы с краткосрочной памятью

Кратковременная память хранит в себе информацию в течение 20-40 секунд для того, чтобы ее обработать и «закодировать». У детей с дефицитом внимания с процессом обработки информации часто бывают проблемы. В связи с этим возникают трудности с запоминанием.

Им бывает трудно вспомнить события, которые произошли недавно, или материал, который был изучен на предыдущем уроке.

Это могут быть проблемы как со слуховой памятью (объяснение учителя), так и со зрительной (при чтении ребенок не может воспроизвести образ слова).

Проблемы с рабочей памятью

Рабочая память – это способность мозга сохранять и использовать соответствующую информацию во время выполнения задания, важное умение для обучения. Проблемы обучения, которые возникают при нарушении рабочей памяти, не связаны с пониманием материала.

Проблемы в обучении, которые возникают при дефиците или нарушении рабочей памяти:

  1. Проблемы с решением математических задач в несколько этапов. Например, при выполнении устного задания учителя «Из 20 вычесть 10 и прибавить 5» активно работает рабочая память: ребенок производит вычисление в уме «20-10», при этом удерживая в памяти операцию «прибавить 5», далее он прибавляет «5», удерживая в памяти результат «20-10». При проблеме с рабочей памятью такие вычисления в уме сделать очень сложно.  Дети с нарушениями рабочей памяти демонстрируют трудности с заданиями, которые имеют более одно шага в их выполнении, как правило запоминают только первый и последний шаги, забывают, что надо сделать в середине.
  2. Функциональные проблемы с пониманием чтения. Ребенок не помнит предложение, которое он только что прочитал. Написание изложения или сочинения также является сложной задачей. Это требует, чтобы ребенок извлек из долговременной памяти информацию, одновременно используя грамматические и пунктуационные знания.
  3. Трудности со словесным запоминанием задания при его выполнении. Ребенку трудно удержать в голове вопрос учителя, при поиске ответа в учебнике и т.д.

Проблемы с долгосрочной памятью

  • Дети, у которых есть проблемы с долговременной памятью, чаще всего получают оценки, не соответствующие времени и усилиям, которые они проводят в подготовке задания.
  • ИСТОРИЯ
  • «Вчера вечером все прекрасно знал, а утром на уроке не смог ничего ответить, не вспомнил».
  • Нарушения долговременной памяти – неспособность быстро и эффективно вызывать информацию из долговременной памяти и хранить ее, то есть неспособность отнести понятие к какой-либо категории, хранить правила и шаблоны для их использования при решении задач (грамматические правила, шаблоны для решения примеров и задач в математике)  и др.

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с памятью, нужно выяснить, так ли это.  Нейропсихологическая диагностика поможет понять, какие именно трудности испытывает ребенок.  С помощью специально разработанных тестов и заданий нейропсихолог сможет определить, в чем именно проявляются нарушения: памяти, внимания, концентрации.  

Для коррекции нарушений ребенок может пройти нейропсихологическую коррекцию, которая проводится в виде игр и упражнений. Нейропсихологическая коррекция может проводиться как в группе, так и индивидуально.

При необходимости, нужно получить консультацию других специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Ухудшение памяти. Симптомы, причины, диагностика и лечение ухудшения памяти

Плохая память, причины. Как улучшить память?

Память — это инструмент нервной системы, способный хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию. Ухудшение памяти выступает отдельным критерием или симптомом серьезных болезней. Страдают нарушением как пожилые, так и молодые люди. Нарушение памяти — один из видов расстройств, значительно ухудшающее качество жизни человека.

Виды нарушений

Наш мозг работает с двумя видами памяти — кратковременной и долговременной. Первая хранит небольшой объем информации в течение короткого периода времени. Данные не представляют для человека особой важности. Долгосрочная память — это способность хранить сложную информацию длительное время. Это все, что вы запоминаете и делаете рефлекторно.

Долговременная память делится, в свою очередь, на два вида:

  • Имплицитная (не декларативная) — навыки и рефлексы. Вы помните как нужно ездить на велосипеде, водить автомобиль, кататься на роликах. Если вы обучились этому, то никогда не забудете.
  • Эксплицитная (декларативная) — воспоминания об обучение в школе, кто мой президент, где мои ключи, что я делал вчера. Воспоминания, связанные с нашим личным опытом.

В определенный момент мозг перестает перерабатывать информацию в полном объеме. У человека появляется забывчивость, которая вносит в жизнь небольшой дискомфорт. Если не обращать внимание на данное явление, неспособность запоминать приводит к более серьезным последствиям.

Потеря памяти бывает двух типов:

  • Транзиторная (временная) — характеризуется временной утратой памяти, которая быстро восстанавливается. Нарушения проявляются из-за сильной усталости, принятого накануне алкоголя, невнимательности.
  • Перманентная (постоянная) — полное отсутствие памяти. Человек забывает элементарные вещи и не может вспомнить, даже если об этом напоминают окружающие люди. Такие нарушения чреваты последствиями.

Если ваша забывчивость проявляется все чаще — самое время обратиться к специалисту.

Виды заболеваний, характеризующихся потерей памяти

Наш мозг способен хранить огромный объем информации. В определенное время происходит сбой, некоторые данные утрачиваются частично или полностью.

Список болезней, обусловленных расстройством памяти:

  1. Гипомнезия — характеризуется неравномерным нарушением памяти. Человек не способен запоминать справочные данные — названия, имена, номера, цифры.
  2. Гипермнезия — патологическое обострение памяти. Повышенное запоминание мелких деталей зачастую является болезненным фактором. Как правило, наблюдается в начальной стадии наркотического или алкогольного опьянения.
  3. Парамнезия — характеризуется ложным восприятием и переработкой информации. Переоценка влияния собственной личности на события прошлого.
  4. Амнезия — полная утрата памяти. Потеря данных и навыков может быть временной, причем этот период времени может быть абсолютно разным. Восстановление, если оно приходит, делает это спонтанно.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на потерю памяти.

Причины и симптомы

Ухудшение памяти прогрессирует, как когнитивное нарушение или расстройство, связанное с другими проблемами:

  • стрессовые ситуации;
  • нарушение кровообращения мозга;
  • психические заболевания;
  • гормональные нарушения;
  • расстройства нервной системы;
  • дефицит витаминов;
  • онкология мозга;
  • алкоголь и наркомания.

Симптомы нарушения:

  • хроническая усталость;
  • раздражение;
  • снижение внимания;
  • головная боль;
  • тревожное состояние.

На способность запоминать влияют соматические заболевания, обусловленные поражением сосудов головного мозга. Вследствие этого происходит нарушение кровообращения — гипертония, атеросклероз, сахарный диабет. Поэтому, нужно провести тщательную диагностику, чтобы определить, с чем связаны нарушения памяти.

К какому врачу обращаться?

рачи высшей категории постоянно изучают когнитивные функции мозга. Лечением расстройства памяти занимается невролог. Обладая инновационным оборудованием и аппаратами, специалист выяснит причины ухудшения памяти, назначит терапию и восстанавливающие процедуры. На основании точного диагноза, доктор разработает программу восстановления здоровья.

Диагностика и лечение

Обследование базируется на психоневрологических, лабораторных и инструментальных методах. При диагностике ухудшения памяти для выявления причин, провоцирующих нарушения, проводят патопсихологические тесты отдельных видов памяти. Забирают общий, биохимический, гормональный анализ крови.

Среди инструментальных методик применяется:

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • сканирование сосудов мозга;
  • электроэнцефалограмма;
  • ангиография;
  • магнитно-резонансная томография.

Лечение ухудшения памяти направлено на устранение причин расстройства. Если медицинские факторы не обнаружены, применяют методы психокоррекции. Психологическое воздействие оказывают на пациентов, страдающих эмоциональными нарушениями.

В качестве дополнения назначают метод релаксации и массаж. Главной задачей восстановления памяти является избавление пациента от нервных и физических нагрузок. Врач проводит беседу с родственниками по вопросу урегулирования отношений в семье.

Назначают одновременно лечебную физкультуру. Легкие тренировки позволяют быстрее восстановить память.

Рекомендации специалиста

Первое, что я рекомендую, нужно вылечить всевозможные заболевания, которые так или иначе, влияют на нарушение памяти. Далее начинаем тренировать способность фиксировать информацию:

  • Запоминайте покупки, номера телефонов, имена. Сначала запишем данные на листочек. Потом восстанавливаем информацию, не заглядывая в черновик.
  • Запоминайте мелочи, когда наводите порядок в доме. Наличие ключей, инструментов, квитанций.
  • Проговаривайте действия, которые намереваетесь сделать, например, вешаю плащ в прихожей.
  • Хорошо высыпайтесь. Здоровый сон оказывает влияние на ваше психоэмоциональное состояние.
  • Делайте дыхательные упражнения. Занятия спортом улучшают способность запоминать информацию.

Память восстановится, если это не связано с такими тяжелыми расстройствами, как деменция или Болезнь Альцгеймера.

Профилактика

Компенсировать нарушения памяти помогут прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, возможность больше отдыхать. Постарайтесь не нагружать себя эмоционально, избегайте стрессов, смотрите на жизнь спокойнее! Раз в полугодие планируйте посещение специалиста. Оставайтесь всегда здоровыми!

Читайте также:  Болят виски. Причины болей в правом и левом виске. Что делать при этих болях?

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ —обработка самой различной информации.

Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Когнитивные или корковые функции — синонимы ВМФ.

Основные когнитивные функции

  • Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
  • Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
  • Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
  • Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
  • Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
  • Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

В норме состояние ВМФ обеспечивает человеку полную социальную и бытовую независимость, возможность приобретать и использовать новые знания и навыки.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений.

Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга».

В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности.

В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией.

Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения.

После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы.

Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект.

С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.

Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове».

Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу.

Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте.

Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать.

Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.

Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений.

В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса.

Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

  • Необратимая деменция может развиваться при нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви), прионных заболеваниях (болезнь Крейтцфельдта — Якоба), экстрапирамидных заболеваниях (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона), сосудистых заболеваниях (сосудистая деменция, постинсультная деменция), после тяжелой черепно-мозговой травмы.
  • Потенциально обратимая деменция может развиваться при наличии таких заболеваний, как опухоли головного мозга, паранеопластические синдромы (при различной локализации первичного заболевания), тяжелая форма сахарного диабета, тяжелый гипотиреоз, тяжелые формы соматических заболеваний, нормотензивная гидроцефалия, а также при хроническом алкоголизме, наркомании, тяжелом дефиците витамина В12, фолиевой кислоты, витамина В1, ВИЧ и сифилисе.
  • Псевдодеменция — это изменение ВМФ в рамках ряда психических заболеваний, в первую очередь при тяжелой депрессии.

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин).

Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента.

Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

Орышич Наталья Александровна врач-невролог, врач-паркинсонолог

| Нарушение памяти у детей

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети.  Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать  ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину,  быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового».  Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Читайте также:  Невролог. Чем занимается данный специалист, какие исследования производит, какие патологии лечит?

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными.

Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п.

, причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий.

Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе.

К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.

Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом  или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм —  улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Проблемы с памятью у детей

Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией, когда, например, посылая ребенка в магазин, он забывает, что нужно купить? Ребенок не помнит, что проходили в школе сегодня, не запоминает стихи, не может выучить таблицу умножения, нарушает дисциплину на уроках.

Родители обычно в таких ситуациях нервничают, обвиняют ребенка в лени, нежелании учится и даже не догадываются, что он ни в чем не виноват, и ему нужна серьезная помощь.

Почему ухудшается память у ребёнка?

Память у детей постоянно развивается, а значит, является очень уязвимой перед натиском неблагоприятных факторов. Среди них:

  • сложная беременность и роды, родовые травмы ребёнка;
  • различные заболевания;
  • травмы головы.

Решением проблем в указанных случаях занимаются врачи отделения Детской неврологии. Понимание родителями причины проблем с памятью у ребенка поможет найти правильное решение и помочь, с помощью специалиста-невролога, улучшить память.

Диагностика

Перед тем, как назначить лечение вашему ребенку, мы проводим комплексное неврологическое обследование.

Оно включает в себя:

  • сбор анамнеза — беседа с мамой (течение беременности и родов, развитие ребенка на первом году жизни), изучение медицинской карты ребенка и результатов предыдущих обследований;
  • специальные неврологические тесты;
  • локальное, пальпаторное обследование позвоночника и суставов;
  • рефлекторную диагностику и мышечные тесты.

При необходимости также могут быть назначены:

  • УЗИ головного мозга (Нейросонография);
  • УЗДГ БЦА;
  • Рентген шейного отдела позвоночника;
  • ЭЭГ (Электроэнцефалограмма);
  • Лабораторные анализы.

Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением, только детский невролог может определить истинное состояние нервной системы ребенка и назначить при необходимости адекватное лечение, направленное, прежде всего, на устранение причин, которые могут мешать нормальному развитию ребенка.

Как улучшить память ребенка?

Для лечения наших маленьких пациентов мы применяем только безболезненные, мягкие способы лечения, которые не приносят дискомфорта малышу.

Мы используем методы:

  • Транскраниальная микрополяризация (ТКМП);
  • Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП);
  • Мануальная терапия;
  • Остеопатия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Фармакопунктура;
  • Изометрическая кинезиотерапия;
  • Изометрическая кинезиотерапия на установке «Экзарта»;
  • Озонотерапия;
  • Физиотерапия;
  • Физиотерапия с ферментными препаратами;
  • Медицинский массаж;
  • Лечебные капельницы;
  • Гирудотерапия;
  • Цуботерапия.

Причины плохой памяти у ребенка

  • Причины плохой памяти у ребенка обычно связаны с неврологическими проблемами, которые явно не проявлялись до школьного возраста, и о которых родители не догадывались.
  • Заболевания могут быть как первопричиной проблем с памятью у ребенка, так и сопутствующим заболеванием.
  • В нашем отделении детской неврологии вам помогут, если у вашего ребёнка:
  • Гиперактивность (синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ);
  • Задержки психомоторного развития;
  • Задержка речевого развития;
  • Речевые дефекты;
  • Заикание;
  • Нервные тики;
  • Энурез;
  • Нарушения сна;
  • Кривошея;
  • ВЧД (повышенное внутричерепное давление);
  • Вывих/подвывих шейных позвонков.
  • Аутизм;

Потеря памяти после COVID-19

Неврологические и психические расстройства после ковида    

    Из всех пугающих способов воздействия вируса SARS-COV-2 на организм одним из наиболее коварных является воздействие COVID-19 на мозг.

Возникает вопрос , возможна ли в будущем «волна дефицита памяти», когнитивных нарушений и деменции, связанная с COVID-19? Теперь ясно, что у многих пациентов, страдающих COVID-19, наблюдаются неврологические симптомы, от потери обоняния и делирия до повышенного риска инсульта. Есть также и другие  последствия коронавируса для мозга, включая миалгический энцефаломиелит / синдром хронической усталости и синдром Гийена-Барре . Эти эффекты могут быть вызваны прямым вирусным инфицированием ткани мозга . Существует также повышенный риск снижения когнитивных функций и позникновения после ковида деменции, включая болезнь Альцгеймера и ускорение процесса старения.

Механизмы поражения мозга при ковиде

   Однако, возможны и  дополнительные, как -бы  косвенные действия, вызванные заражением вирусом эпителиальных клеток и сердечно-сосудистой системы или еще один путь — через иммунную систему и воспаление, причем все эти пути способствуют длительным неврологическим и психическим расстройствам после COVID-19.

  Если активация нейроиммунных клеток ограничена продолжительностью болезни, то как воспаление может вызывать долговременный дефицит памяти или увеличивать риск снижения когнитивных функций после ковида? И мозг, и иммунная система специально эволюционировали, чтобы измениться в результате приобретенного опыта для того , чтобы нейтрализовать опасность и максимизировать выживаемость. В мозге изменения в связях между нейронами ( пластичность ) позволяют нам хранить воспоминания и быстро изменять поведение, чтобы избежать угрозы, или искать пищу или реализацию социальных навыков . Иммунная система эволюционировала для тонкой настройки воспалительного ответа и выработки антител против ранее встреченных патогенов. Тем не менее, продолжительные изменения в мозге после болезни также тесно связаны с повышенным риском возрастного когнитивного снижения и болезни Альцгеймера. Деструктивное и разрушительное действие нейроиммунных клеток и воспалительных сигналов может привести к необратимому ухудшению памяти. Это может происходить из-за необратимого повреждения нейронных связей или самих нейронов, а также из-за более тонких изменений в функционировании нейронов. 

Опасные связи 

    Потенциальная связь между COVID-19 и стойкими последствиями для памяти основана на наблюдениях за другими заболеваниями.

Например, многие пациенты, выздоравливающие после сердечного приступа или операции шунтирования, сообщают о длительном когнитивном дефиците, который усиливается с возрастом .

Читайте также:  Токсический гепатит - причины, симптомы, диагностика, осложнения и лечение болезни

 Еще одно серьезное заболевание с аналогичными когнитивными осложнениями — сепсис — полиорганная дисфункция, вызванная воспалением.

На животных моделях этих заболеваний мы также наблюдаем нарушения памяти и изменения нейроиммунной и нейрональной функций, которые сохраняются через несколько недель и месяцев после болезни. Даже легкое воспаление , включая легкие формы ковида и хронический стресс , в настоящее время признано фактором риска развития деменции и нарушения когнитивных способностей при старении. 

Мозг после ковида под микроскопом 

    Во время болезни и воспаления специализированные иммунные клетки в головном мозге, в первую очередь микроглия и астроциты  активируются, извергая огромное количество воспалительных сигналов и изменяя то, как они общаются с нейронами.

Для одного типа клеток, микроглии, это означает изменение формы, удаление веретенообразных ветвей и превращение их в пятнистые, подвижные клетки, которые окружают вирусы или обломки погибших нейронов. Но при этом клетки микроглии также разрушают нейронные связи, которые так важны для памяти.

Другой тип нейроиммунных клеток, называемых астроцитами, обычно обертывает , как-бы защищая связь между нейронами во время активации, вызванной болезнью, и передает воспалительные сигналы на эти соединения, эффективно предотвращая изменения в связях между нейронами, хранящими воспоминания.

На МРТ в этом случае мы увидим , как последствия этого процесса глиоз — увеличение ( пролиферацию ) астроцитов. 

  • Простой тест для оценки повреждения мозга при ковиде 
  •     По моему мнению  увеличение количества моноцитов в общем анализе крови может косвенно свидельствовать об активации микроглии ( резидентные макрофаги , вступающие во взаимодействия с мононоцитами ) , а значит повышенное количество моноцитов в крови должно коррелировать с выраженностью нарушений когнитивной сферы при ковиде , то есть,  памяти , внимания и мышления. 
  • Как предотвратить нарушения памяти после ковида 

    Пройдет много лет, прежде чем мы узнаем, как и воздействии радиации , вызывает ли инфекция COVID-19 повышенный риск снижения когнитивных функций или болезни Альцгеймера. Однако , этот риск можно уменьшить или уменьшить с помощью профилактики и лечения COVID-19.

В нашей клинике мы активно используем введение нейропептидов с помощью назального электрофореза для профилактики нарушений памяти после коронавирусной инфекции.

Кроме того, ряд противовирусных средств ремантдаин и амантадин, в частности, помогают не только бороться с вирусной инфекцией, но и справляться с напряженность, тревогой , бессонницей и депрессией. Профилактика и лечение зависят от нашей способности уменьшить тяжесть и продолжительность болезни и воспаления.

Интересно то, что очень новое исследование показывает, что обычные вакцины, включая вакцины против гриппа и пневмонии, могут снизить риск болезни Альцгеймера , правда я в этом не уверен.

Также полагаю, что некоторые препараты , подавляющие чрезмерную активацию иммунной системы  и воспалительное состояние  ( дексаметазон , ибупрофен или цекоксиб ( более мягкий вариант лечения)  потенциально также уменьшат воздействие воспаления на мозг и влияние на «здоровье мозга» в долгосрочной перспективе.

   COVID-19 будет продолжать оказывать влияние на здоровье и благополучие еще долго после того, как пандемия закончится. Таким образом, крайне важно продолжить оценку влияния болезни COVID-19 на уязвимость к снижению когнитивных функций и деменции в будущем. 

Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти

Когнитивные нарушения — это нарушения наиболее сложных функций головного мозга, к которым относится память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению двигательных навыков. Особенно часто когнитивные нарушения развиваются в пожилом возрасте.

В последние годы мы всë чаще слышим в общении с врачом, в передачах по радио,по телевидению выражение «когнитивные нарушения». Слово «когнитивные» в переводе означает «познавательные» от англ. cognition — познание.

Когнитивные нарушения — это нарушения наиболее сложных функций головного мозга, к которым относится память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению двигательных навыков. Особенно часто когнитивные нарушения развиваются в пожилом возрасте.

Дело в том, что в процессе старения в головном мозге уменьшается количество нервных клеток и содержание некоторых биологически активных веществ. Сами по себе эти изменения не приводят к каким–либо симптомам, однако «мозговой резерв», т.е.

возможность компенсации и борьбы с различными вредностями, уменьшается. По статистике примерно у каждого пятого жителя планеты после 65 лет наступает ухудшение памяти и умственной работоспособности.

При легких расстройствах памяти человек забывает, что и куда положил, как зовут его недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. С годами появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.

Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача– невролога.

Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные нарушения развиваются при отсутствии поражения вещества головного мозга.

Это может быть в случае переутомления, нервных стрессов и перегрузок, отрицательных эмоций, неадекватных физических нагрузок. Они не опасны и всегда проходят или уменьшаются после устранения причины этих нарушений.

Но иногда может потребоваться медикаментозное лечение и наблюдение в течение какого-то времени врача- невролога. Нарушение памяти

Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга, которое является следствием того или иного заболевания. Самыми частыми причинами органических когнитивных расстройств является недостаточность кровоснабжения головного мозга.

Недостаточность мозгового кровообращения возникает при таких серьëзных заболеваниях, как гипертоническая болезнь, атеросклероз сосудов головного мозга и сердца, аномалии развития сосудов головного мозга, инсульты.

Недостаточность кровообращения головного мозга в начальной стадии заболевания проявляется повышенной утомляемостью, снижением настроения, тяжестью в голове, могут быть головные боли, нарушение сна.

Всë это сопровождается забывчивостью, появляются трудности при обучении, приобретении новых знаний и навыков.

Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). Причины болезни Альцгеймера до сих пор не известны.

Установлено, что риск этого заболевания многократно увеличивается с возрастом, а также при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, после инсульта и черепно-мозговых травм. Главный симптом — прогрессирующее снижение памяти.

Сначала забываются события ближайшего прошлого, в то время как память на события молодости и детства долгое время остается сохранной. Постепенно появляется нарушение пространственной ориентировки, трудности счета и речи. В конечном итоге утрачиваются и общие знания,человек нуждается в постоянном постороннем уходе.

Болезнь Альцгеймера – медленно прогрессирующее заболевание. В течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Поэтому большое значение имеет своевременное обследование и лечение данного заболевания.

Особенно следует обращать внимание на преходящие нарушения мозгового кровообращения, которые бесследно проходят, и больные зачастую недооценивают значимость преходящих слабости или онемения в конечности, кратковременного нарушения зрения или речи, и даже забывают об этих эпизодах в своей жизни. А у 30-40% перенесших преходящее нарушение мозгового кровообращения в последующие 5 лет развивается инсульт.

В настоящее время при обследовании с помощью МРТ, КТ головного мозга , ультразвуковых методов диагностики мы можем определить жизнеспособность вещества мозга, что влияет на выбор лечения.

К сожалению, в последние годы приходится видеть атрофию головного мозга разной степени тяжести не только у пожилых , но и у молодых людей трудоспособного возраста.

Как правило, молодые люди не придают значения повышению уровня артериального давления, холестерина, и к врачу обращаются в случае развившегося какого либо осложнения.

Кроме недостаточности мозгового кровообращения и болезни Альцгеймера причиной когнитивных нарушений могут быть и другие заболевания головного мозга-инфекции нервной системы (клещевой энцефалит, Лайм- боррелиоз и др.), сердечно-сосудистая недостаточность, болезни внутренних органов, злоупотребление алкоголем и другие отравления.

В каждом случае причину когнитивных нарушений устанавливает врач-невролог в ходе клинического и инструментальных методов обследования.

Современная медицина располагает многими лекарственными средствами, которые помогают справиться с расстройствами памяти, и при своевременном обращении к врачу Вы сможете улучшить состояние Вашего здоровья и сделать жизнь более полной и интересной.

Приглашаем Вас на обследование и лечение в медицинский центр «МИРА», где Вам помогут справиться с вашими недугами.

Более подробно с услугой по данной проблеме можно ознакомить тут

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector