Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Возможно сосание большого или указательного пальца и не считается особой проблемой до тех пор, пока эта привычка не начинает беспокоить родителей. В тех случаях, когда сосание пальца не прекращается в определенном возрасте, у ребенка могут возникнуть достаточно серьезные проблемы.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

В каком возрасте эта негативная привычка должна серьезно обеспокоить родителей, и они должны побеспокоиться о том, что бы ребенок перестал сосать палец?

По мнению одного из ведущих специалистов по орофациальной миофункциональной терапии Джой Мойлер, это должно произойти, по крайней мере, перед тем, как начнут появляться постоянные зубы, то есть к 5-6 годам.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Хотя, на мой взгляд, для российского менталитета это довольно поздно. Однако мы не должны забывать, что дети, у которых есть определенные проблемы, как то: даун-синдром, аутизм, интеллектуальные нарушения, особенности психо-неврологического развития и т.п. могут сохранять такую привычку на достаточно длительное время.

Какие дополнительные проблемы могут возникнуть у ребенка, который сохраняет привычку сосания пальца вплоть до дошкольного возраста?

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Другой проблемой является постоянное давление пальца в центральной части верхнего неба, что может привести к

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

изменению его строения, т.е. быть причиной узкого и высокого неба.

Кроме этого, дети, сосущие палец, значительно раньше теряют передние молочные зубы, у них формируется патологический навык глотания, нарушение позиции языка в полости рта и как правило речевые нарушения.

Как отучить ребенка от этой привычки, не травмируя его и не создавая ему эмоциональных проблем?

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.Одним из методов, который является наиболее эффективным, и дает как минимум 90% результата, известен как «модификация поведения».

Он основан на повышении самооценки ребенка, а также включает в себя целый ряд специальных упражнений, который помогает ребенку отказаться от этой привычки.

Даже в том случае, если у ребенка уже сформировался неправильный прикус, узкое небо или имеются проблемы с жеванием и глотанием, орофациальная миофункциональная терапия дает возможность преодолеть эти дефекты, используя систему упражнений, направленных не только на изменение патологического навыка, но и на изменение строения костно-мышечной системы речевого аппарата.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Здесь я описала лишь одну из многочисленных проблем, которыми занимается ОМТ. На мастер-классе «Орофациальная Миофункциональная Терапия (ОМТ)» мы рассматриваем множество проблем, связанных как со строением, так и с патологическими функциями мышц речевого аппарата:

  • глотания,
  • жевания,
  • сосания,
  • нарушения прикуса и аномалии строения костно-мышечной системы речевого аппарата,
  • что делать с уздечкой языка; если подрезать, то когда и как,
  • нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и патологические симптомы (щелчки, хруст, боль в ухе, мигрени и т.п.),
  • нарушения дыхания,
  • нарушения сна (храп, апноэ).

Практические способы решения этих проблем!

Курс по Орофациальной Миофункциональной Терапии, разработан Академией по Орофациальной Миофункциональной Терапии, США (Academy of Orofacial Myofunctional Therapy, USA)

До встречи на мастер-классе,
президент Международного Института Речевой Патологии (США),
профессор Дьякова Елена Александровна

Диспраксия у детей: что это такое | Семейный доктор

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.
  • Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
  • «На ощупь».
  • (развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

  1. «Замок».
  2. (развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
  3. Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!»,

происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

  • «Чья лошадка быстрее».
  • (развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
  • Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

Стереотипные двигательные расстройства (вредные привычки). Раскачивание, сосание пальца, грызение ногтей, мастурбация, выдергивание волос.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Онихофагия – привычка грызть ногти: причины и лечение

Часто приходится сталкиваться с советом намазать ногти лаком с горьким привкусом или горчицей, но нет однозначного мнения по поводу эффективности этой методики.

Читайте также:  Почему здоровым людям стоить избегать безглютеновой диеты

Если для ребенка грызть ногти – это способ разрядить психологическое напряжение, то эти средства вряд ли его остановят.

Кроме того, если просто запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то его внутреннее напряжение трансформируется в иное нарушение – психосоматику, нарушение аппетита, сна, эмоциональные и прочие проблемы.

Есть несколько способов, которые родители могут использовать на практике:

  • Переключите внимание. Давайте ребенку в руки бусы, пластилин, игрушку, бумагу, т.е. то, что подходит для сенсорики именно вашего малыша.
  • Придумайте для него «грызлик» (это может быть какая-нибудь игрушка) и поставьте условие: он грызет не ногти, а «грызлик» и только 10-15 минут. Если оральная потребность велика, то пусть грызет его чаще и дольше. Но со временем вы сами заметите, что это время начнет сокращаться.
  • Когда ребенок начинает грызть ногти, не нужно заострять на этом внимание и ни в коем случае не бить по рукам и т.д. Нужно деликатно, даже без слов, дать ему в руки что-нибудь другое – к примеру, морковь.
  • Нужно снижать уровень тревожности. Не нужно разговаривать на повышенных тонах, лучше минимизировать телевизор и телефон. Важен режим дня, питания и сна (не менее 10 часов в сутки). Нужно чаще бывать на улице, играть с ним на открытом воздухе. Для снятия тревожности хорошо подходит работа с глиной, песком.
  • Добавьте больше мягкого телесного контакта с малышом.
  • Будьте спокойны и терпеливы, умейте выдерживать детские истерики и капризы.
  • Будьте не просто родителем, а другом для своего ребенка в этот момент. Никаких «Убери руки!» и других подобных фраз.

С трех лет уже можно обсуждать с малышом эту тему. Здесь важен контакт, т.е.

вы должны разговаривать с ним максимально откровенно, задавая ему вопросы: «Как ты считаешь, что нам надо сделать для того, чтобы ты перестал грызть ногти? Какой герой из мультика сможет помогать тебе и напоминать в случае чего?». Важно дать понять ребенку, что с ним разговаривают на равных, что он может сам принимать решения, а не просто выполнять родительские указания.

Это небыстрый процесс, потому что дети могут и не понимать изначально смысла этих вопросов, но это важная часть работы с ребенком. В разговорах нужно акцентировать внимание не на прямом запрете (что нельзя грызть ногти), а на том, что мы хотим отрастить их красивыми!

Важна похвала и поощрение за каждый красивый и здоровый ноготок. Прямо спросите малыша о том, что именно он хочет (лакомство, поход в парк и т.д.). И постоянно повышайте ставки – за 2 красивых ноготка, за 5 и т.д.

Мотивация и правда великая вещь, поэтому на практике малыш уже к первому подарку может не грызть по 4-5 ногтей.

Не забывайте о похвале – хвалите его при дедушках, бабушках, дайте ему почувствовать, что он любим даже со съеденными ногтями.   

Трихотилломания (выдергивание волос) как психическое заболевание

jpg» alt width=»350″>

Термин «трихотилломания» составлен от греческих слов trichos (волосы), tillo  (выдергивание), mania (влечение).

Это импульсивное психическое расстройство, выражающееся в непреодолимом стремлении выдергивать волосы в разных частях тела. Впервые оно было описано в 1889 году французским врачом-дерматологом Аллопо Ф.А.

Пусковой механизм             

В мире от трихотилломании страдает, по официальным данным, около 5% людей. Но цифра эта неточная, поскольку львиная доля больных скрывает пагубную привычку. Люди способны утаивать свою наклонность в течение 20 лет.

Большую часть больных составляют женщины. Чаще заболевание дебютирует в детском или подростковом возрасте, реже в диапазоне 20-30 лет, еще реже – после 40.

В основе развития заболевания лежит возникающее чувство напряжения, тревоги. Причиной может стать комплекс вины, страх, злость, гнев и множество других состояний, провоцирующих ощущение тревожности.

Кожа, где произрастает волосяной покров, отлично иннервируется благодаря густой сети нервных волокон. Это повышает ее чувствительность. Человек, выдергивая волос, ощущает боль. Таким образом больной переключает внимание с психического напряжения на физические ощущения.

Причиненная себе боль выступает способом самонаказания. Трихотилломан данным методом снимает напряжение, терзающее его. Эндорфины, выделяемые под действием болезненных импульсов, дают ощущение удовлетворения, но лишь на короткое время. Вскоре чувство возвращается. Процесс повторяется.

Почва для развития заболевания

Трихотилломанию провоцируют различные причины:

  1. Ученые проводят исследования для подтверждения генетической природы заболевания. Было установлено, что у ряда больных поврежден одинаковый ген – SLITKR1.
  2. Трихотилломания становится проявлением ряда других психических расстройств – шизофрении, депрессии, невроза, деменции. Выступает симптомом биполярного аффективного расстройства. В большинстве случаев патологическое выдергивание волос является навязчивым действием в рамках ОКР – обсессивно-компульсивного расстройства.
  3. Заболевание провоцирует органическое поражение головного мозга.
  4. Недостаток серотонина становится провокатором расстройства.
  5. Гормональные всплески по праву способны претендовать на роль в возникновении трихотилломании. Теория подтверждается фактом расцвета болезни в подростковом возрасте.
  6. Расстройство чаще формируется у людей с особым складом личности – мнительных, скрупулёзных, чувствительных.
  7. Трихотилломанию способны запустить сильные или длительные хронические стрессовые воздействия. Сильнейшее эмоциональное напряжение, возникающее во время стресса, требует выхода и находит его в такой извращенной форме.

Как проявляется   

png» alt width=»350″>

  • чаще – на голове;
  • брови;
  • ресницы;
  • лобок;
  • подмышки;
  • живот;
  • грудь.

Как замечают сами больные, желание выдернуть волосы настолько сильное, что импульс невозможно заглушить. После совершения действия появляется чувство приятного расслабления.

Для трихотилломана выдергивание волос – целый ритуал. Прядь особым образом накручивается на палец. Если волос короткий, он зажимается определенным способом.

Мальчик фиксировал волосяной пучок между указательным и средним пальцем. Большой прижимал к указательному, затем прокручивающим методом выдергивал волос за волосом. По словам матери, так был удален весь волосяной покров головы. После малыш переключился на брови и ресницы.

После проведенного ритуала человек должен убедиться, что волос удален. Больной проводит прядь между зубами, откусывает луковицу.

Типичным является трихофагия – поедание вырванных прядей. Случается, что больной съедает даже чужие волосы. Явление было замечено еще в 18 веке:французский врач обнаружил у мальчика 16 лет волосяной ком в ЖКТ.

Кроме трихофагии, трихотилломанию сопровождают обгрызание ногтей, травмирование кожи. Больные вырывают шерсть у животных, вытягивают нити из тканевого полотна.

Еще одна разновидность расстройства – трихотемномания: человек «прорежает» седые волосы, полагая, что таким образом снимает зуд.

Выдергивание волосяных прядей может быть тотальным, до полного облысения, или зональным. Облысевшая кожа имеет обычный вид с четко обрисованными фолликулярными устьями.

Трихотилломан совершает ритуал осознанно и неосознанно. Бессознательно процесс происходит в состоянии скуки, одиночества, при выполнении обыденных действий – разговор по телефону, просмотр телевизора, чтение книги.

Неосознанные импульсы рождаются как в спокойном состоянии, так и в период пикового нарастания напряжения.

После совершенной аутодепиляции человек впадает в недоумение, когда присутствующие рассказывают ему о содеянном, так как не помнит, как совершал ритуал.

Люди с трихотилломанией тщательно скрывают места вынужденного облысения. Для этого они используют подручные способы. Надевают головные уборы, шарфы, парики. Делают татуаж бровей, наращивают ресницы.

Детский вариант расстройства

На развитие трихотилломании у детей, прежде всего, влияет способ воспитания:

  • расстройство в большинстве случаев формируется у ребенка с развитым чувством вины или комплексом неполноценности. Способствует этому воспитание малышей в атмосфере повышенной строгости, тотального контроля, постоянных порицаний и завышенных требований;
  • сверхопекающая модель воспитания;
  • холодность, дефицит внимания. Так, мальчик 4 лет повыдергивал все волосы на голове. Когда мать привела его на прием, в ходе беседы выяснилось, что мальчуган испытывает острую нехватку родительской любви. Отец крепко выпивает, поэтому не обращает внимания на сына. Мать работает на двух работах, чтобы прокормить семью. Из-за дефицита времени мало общается с ребенком;
  • конфликты между родителями, их развод родителей.
Читайте также:  Обморожение (отморожение). Причины, первая помощь, степени и возможные последствия

Отсутствие эмоционального ответа со стороны близких повлияло и на девочку Лену 9-ти лет. Отца у нее не было, мать мало обращала внимания на дочь, все свободное время посвящая устройству личной жизни.

У Лены сформирован комплекс вины. Девочка считает, что причинила матери много горя. Ей постоянно рассказывают истории, как мама мучилась во время беременности.

Сами роды дали осложнение на матку, которую пришлось удалить.

Лена рано пошла в детский сад. Девочка со слезами отпускала маму каждое утро. Женщина при этом не проявляла ни капли сочувствия. Ребенка приходилось успокаивать воспитателям.

В 5 лет у Лены появилась тенденция лежа в кровати перед сном дергать волосы. Незаметно на голове появились плешивые очаги. Мать отвела ребенка к врачу, назначившему лечение. Должного эффекта после терапии не последовало. Причину выяснять не стали.

Только в 9 лет, когда девочка облысела полностью, стала боязливой, закрытой, мать отвела Лену к психиатру, который выставил диагноз «трихотилломания».

У подростков, помимо издержек воспитания, трихотилломания провоцируется напряженной обстановкой в школьном коллективе, проблемами в общении со сверстниками.

Подростки-трихотилломаны уже склонны осознанно наносить себе волосяные увечья. Осуществляют ритуалы вручную или готовят пинцеты. Процедура требует уединения. Заболевание приносит им дискомфорт. Дети пытаются контролировать свои действия, но контроль над ритуалами только усиливает их проявления.

Девочка 13-ти лет на летних каникулах отправилась с подругой и ее семьей отдыхать к ним на дачу.

Девочку так поразили теплые взаимоотношения подруги с членами семьи, в отличие от ее отношений с родителями, что спустя две недели мать не узнала дочь.

По приезде домой девчонка вернулась совсем без ресниц. Трихотилломания была спровоцирована контрастом отношений между родителями и детьми в разных семьях.

Клиническая картина заболевания схожа у подростков со взрослыми. Присутствует элемент осознанности нанесения увечий. Подростки также пытаются скрыть следы аутодепиляции: надевают капюшоны, балахоны. Нередко индикатором становится полувыщипанная бровь.

Чем грозит трихотилломания

Среди последствий заболевания существуют физические и социальные увечья.

Из физических последствий стоит выделить поражение ЖКТ, возникающее при поедании волос. В процессе трихофагии в желудке образуется безоар – волосяной ком. Он причиняет массу неудобств – от желудочных болей до расстройства пищеварения. Крайняя степень такого беспорядка носит название «синдром Рапунцель» – состояние, когда волосяной тяж простирается из желудка в кишечник.

Синдром Рапунцель – чрезвычайно опасное явление, грозящее больному смертью. Был описан случай, когда из ЖКТ девушки удалили волосяной ком весом 4 кг.

Помимо этого, поедание волос отражается на состоянии зубной эмали.

Кожа, подвергаемая травматизации в месте выдергивания волосяной луковицы, способна инфицироваться. К тому же если в течение определенного времени систематически удалять волосяной покров на определенном участке, он растет медленнее. На голове, в области ресниц, бровей полное облысение становится уже эстетической проблемой.

Отсутствие ресниц провоцирует проблемы со зрением:

  • воспаление век, слизистой глаз;
  • конъюнктивит;
  • блефарит;
  • фурункулез;
  • микротравмы глаза.

В социальном плане болезнь доставляет не меньше проблем, чем в физическом. Больные осознают нелепость своего состояния, скрывают патологическую наклонность и непривлекательные последствия. Пытаются бороться, но в одиночку это получается плохо.

Стоит отметить, что общество плохо осведомлено о проблеме трихотилломании. Поэтому неравномерно облысевший человек без бровей и ресниц невольно вызывает недоумение и сарказм со стороны окружающих.

Самобичевание, общественные издевательства вводят трихотилломанов в депрессию, заставляют отгораживаться от окружения, что грозит полной социальной изоляцией, потерей дружеских контактов, своего Я.

Как помочь трихотилломану

Когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает надежный результат, но нуждается в полном, сознательном погружении пациента в проблему. Метод обучает распознавать ситуации, провоцирующие деструктивное поведение. Помогает выработать более конструктивные методы борьбы с напряжением.

Гипноз замещает длительные сеансы осознания проблемы более быстрым путем. Посредством внушения он передает пациенту новые программы поведения.

Психотерапевтические методы работают на то, чтобы объяснить человеку субъективность его отношения к травмирующей ситуации. Учат брать ситуацию под осознанный контроль. Выходить из создавшейся проблемы победителем вместо подавленного привычкой невротика.

Для лечения трихотилломании все методы психотерапии хороши. Помимо индивидуальных встреч, больному назначают групповые занятия. Если на данный момент группа по лечению ТТМ отсутствует, пациента вводят в группу ОКР.

Для детей подходящим выбором становится игротерапия. Через игру малыш без формальностей выражает свои ощущения. Это удобней, проще.

Обязательно в ходе лечения привлекаются родители ребенка в ходе семейной терапии для более глубокого анализа ситуации.

Медикаментозная терапия направлена на уравновешивание психического состояния пациента. При дисфории, депрессии, тревожных состояниях назначают психотропные препараты разных групп.

Восстановление волос после травматичного вмешательства включает в себя применение гормональных мазей, витаминов. Из физиотерапевтических процедур назначают парафиновые компрессы, озокеритовые аппликации. Прописывают криомассаж.

В домашних условиях, чтобы снизить травматизацию, место патологического воздействия бреют, закрывают специальной одеждой. Эффективно в попытке снизить вероятность аутоэпиляции отвлечение на увлекательное занятие. Установлено: когда больной вовлечен в интересующее его дело, частота деструктивных действий резко снижается.

Трихотилломания относится к тем психическим расстройствам, которые при раннем выявлении и лечении удачно купируются. Проблема состоит в том, что многие больные не осознают этого, мало осведомлены о таком диагнозе. Поэтому за помощью обращаются в запущенной стадии болезни. Такая роковая ошибка грозит человеку потерей эстетического образа, проблемами со здоровьем и распадом личности.

| Тики и навязчивые движения

Считалось, что нервные тики возникают во время возрастных кризисов (новых этапов самостоятельности), которые наблюдаются  3-4 года и 7-8 лет.

Именно в это время дети впервые сталкиваются с кризисами развития:

  • приобретаются новые навыки;
  • изменяется поведение ребенка;
  • происходит становление личностных характеристик.

Причиной возникновения этого состояния является с одной стороны нестабильность работы, незрелость нервной системы в результате:

  • Хронической внутриутробной гипоксии:
  • заболевания матери в период беременности (болезни крови, сердечнососудистая патология, сахарный диабет);
  • Внутриутробных инфекций:
  • Острой гипоксии в родах:
  • Родовых травм.
  • Приема лекарственных препаратов матерью в период беременности.
  • Назначения лекарств новорожденному после рождения.
  • Билирубиновой энцефалопатии в результате затяжной желтухи.
  • Причиной тиков и навязчивых движений может быть регулярное длительное проведение времени перед экраном телевизора или за компьютером – при этом сбивается альфа-ритм в головном мозге, который отвечает за спокойствие и умиротворение малыша.
  • А также низкая физическая активность ребенка.
  • Острый стресс считается главным провоцирующим фактором:
  • острая или хроническая психотравмирующая ситуация, с которой ребенок не может справиться самостоятельно;
  • постоянный шум или другие раздражители;
  • психологическая травма у ребенка;
  • частые соматические болезни.

Тревога считается защитным механизмом мозга заранее подготовиться к наступлению опасного события и ускорить рефлекторную деятельность.

Поэтому в этот период мозг малыша находится в состоянии постоянной тревоги и ожидания опасности. При этом постепенно утрачивается способность произвольно подавлять излишнюю активность клеток головного мозга.

  1. Нужно помнить, что тики не могут возникать у грудного ребенка – любые навязчивые движения в этом возрасте связаны с органической патологией нервной системы и мозга и требуют немедленной диагностики и лечения.
  2. Опасность заключена в том, что эти движения закрепляются в виде патологической привычки, которая с течением времени трансформируются в тики, а в дальнейшем и невроз навязчивых движений.
  3. При легкой степени заболевания иногда достаточно курса занятий с нейропсхологом психологом или поведенческим терапевтом. Но обязательно нужно:
  • на время ограничить работу с компьютером и просмотр телепередач;
  • больше находится с ребенком на свежем воздухе;
  • обследовать состояние здоровья и устранить все возможные соматические причины При необходимости назначаются различные успокаивающие лекарственные средства;
  • организовать больше движений и физической активности;
  • арттерапевтическая деятельность, музыкальная терапия,  нейрокоррекционные занятия оказывают благоприятное воздействие;

Кроме этого нужно осознавать, что причины этого заболевания лежат в психоэмоциональной сфере. Очень часто тики и навязчивые движения – это лишь надводная часть айсберга, которая заметна невооруженным глазом, а проблемы кроются глубже. И если пытаться устранить проявления (т.е.

Читайте также:  Мозоль. Причины, профилактика, лечение патологии

) тик, проблема ( неуспешности, конфликтов, стресса, перенапряжения, низкой нейродинамики, отсутствия навыков коммуникации, школьная «неуспешность») могут усугубиться, а сигнал SOS для окружающих и родителей стать громче и сильнее – перерасти в энурез, логоневроз, энкопрез.

Поэтому игнорировать или пытаться решить проблему навязчивых движений замалчиванием, замечаниями, одергиваниями может привезти к ещё большему усилению и усложнению проблемы.

7 основных причин появления нервного тика

Тики – это нерегулярные, неконтролируемые, нежелательные и повторяющиеся движения мышц, которые могут возникать в любой части тела. Движения конечностей и других частей тела называются двигательными тиками.

Непроизвольные повторяющиеся звуки, такие как кряхтение, фырканье или прочистка горла, называются вокальными тиками. Тики обычно начинаются в детстве, впервые проявляясь примерно в 5-летнем возрасте.

В целом они чаще встречаются у мужчин, чем у женщин.

Многие случаи тиков носят временный характер и проходят в течение года. У некоторых людей, страдающих тиками, развивается хроническое заболевание. Хронические тики встречаются примерно у 1 из 100 человек.

Типы тикозных расстройств

Расстройства с нервным тиком можно классифицировать как моторные, вокальные или синдром Туретта, который представляет собой комбинацию обоих.
Двигательные и вокальные тики могут быть кратковременными (преходящими) или хроническими. Болезнь Туретта считается хроническим тикозным расстройством.

Преходящее тиковое расстройство

Преходящие тики возникают в период менее 1 года и чаще представляют собой двигательные тики. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии, преходящее тиковое расстройство или временное тиковое расстройство поражает до 10% детей в раннем школьном возрасте.

Дети с преходящим тиковым расстройством будут иметь один или несколько тиков в течение как минимум 1 месяца, но менее 12 месяцев подряд. Начало тиков должно произойти до того, как человеку исполнится 18 лет. Моторные тики чаще встречаются в случаях преходящего тикового расстройства, чем вокальные тики. Со временем тики могут различаться по типу и степени тяжести.

Некоторые исследования показывают, что тики чаще встречаются среди детей с нарушениями обучаемости и обычно характерны в классах специального образования. У детей с аутизмом также больше шансов иметь тики.

Хронические моторные или вокальные тики

Тики, которые появляются в возрасте до 18 лет и длятся 1 год или более, могут быть классифицированы как хронические тики. Эти тики могут быть моторными или вокальными, но не одновременно.

Хроническое тиковое расстройство встречается реже, чем преходящее тиковое расстройство, им страдают менее 1% детей. Если ребенок младше в начале хронического моторного или вокального тика, у него больше шансов на выздоровление, при этом тики обычно исчезают в течение 6 лет.

Люди, которые продолжают испытывать симптомы после 18 лет, с меньшей вероятностью увидят исчезновение своих симптомов.

Синдром Туретта 

Синдром Туретта (СТ) – сложное неврологическое заболевание. Для него характерны множественные тики – как моторные, так и вокальные. Это наиболее тяжелое и наименее распространенное тиковое расстройство. Эксперты сообщают, что точное количество людей с СТ неизвестно.

Исследования показывают, что половина всех детей с этим заболеванием не имеют диагноза. В настоящее время у 0,3% детей в возрасте от 6 до 17 лет может быть поставлен диагноз СТ. Симптомы со временем меняются по степени тяжести. У многих людей симптомы улучшаются с возрастом.

Болезнь часто сопровождается другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Симптомы

Определяющим симптомом патологии является наличие одного или нескольких тиков. Эти тики можно классифицировать как:

  • Моторные тики: к ним относятся движения головы и плеч, мигание, подергивание, стук, щелканье пальцами, касание вещей или других людей. Моторные тики обычно появляются раньше вокальных, хотя это не всегда так.
  • Вокальные тики: это звуки, такие как кашель, откашливание или кряхтение, повторение слов или фраз.

Тики также можно разделить на следующие категории:

  • Простые тики: это внезапные и мимолетные тики с задействованием нескольких групп мышц. Примеры включают подергивание носа, моргание глаз или прочистка горла.
  • Сложные тики: это скоординированные движения с использованием нескольких групп мышц. Примеры включают прыжки или шаги определенным образом, жесты, повторение слов или фраз. Тикам обычно предшествуют неприятные позывы, например зуд или покалывание. Хотя можно удержаться от выполнения тика, это требует больших усилий и часто вызывает напряжение и стресс. Освобождение от этих ощущений наступает после выполнения тика.

Симптомы тиковых расстройств:

  • усугубляются эмоциями, такими как беспокойство, возбуждение, гнев и усталость;
  • ухудшаются в периоды болезни;
  • ухудшаются с экстремальными температурами;
  • происходят во время сна;
  • меняются со временем;
  • различаются по типу и степени тяжести;
  • улучшаются по мере взросления.

7 причин и факторы риска 

  • Роль генов и работы мозга. 

Точная причина тиков неизвестна. Недавние исследования синдрома Туретта выявили некоторые специфические генные мутации, которые могут играть определенную роль в развитии проблемы. Химический состав мозга также может влиять на развитие тиков, особенно химические вещества мозга – глутамат, серотонин и дофамин.

Тики, имеющие прямую причину, относятся к другой категории диагнозов. К ним относятся тики из-за:

  • травмы головы
  • инсульт
  • инфекции
  • яды
  • операция и другие травмы

Кроме того, тики могут быть связаны с более серьезными заболеваниями, такими как болезнь Хантингтона или болезнь Крейтцфельдта-Якоба.

Факторы риска тиковых расстройств включают:

Генетику: тики, как правило, передаются по наследству, так что у этих нарушений может быть генетическая основа.
Пол: мужчины чаще страдают тиками, чем женщины.

Осложнения

Состояния, связанные с тиками, особенно у детей с СТ, включают:

  • беспокойство;
  • СДВГ;
  • депрессию;
  • расстройство аутистического спектра;
  • трудности в обучении;
  • обсессивно-компульсивные расстройства;
  • нарушения речи и языковые трудности;
  • проблемы со сном. 

Другие осложнения, связанные с тиками, связаны с влиянием тиков на самооценку и процесс общения.

Некоторые исследования показали, что дети с СТ или любым хроническим тиковым расстройством имеют более низкое качество жизни и более низкую самооценку, чем дети без одного из этих состояний.

К тому же, люди с синдромом Туретта часто испытывают трудности с социальным функционированием из-за тиков и связанных с ними состояний, таких как СДВГ или тревога.

Диагностика

Тиковые расстройства диагностируются на основании признаков и симптомов. На момент появления симптомов ребенку должно быть меньше 18 лет, чтобы можно было диагностировать тик.

Кроме того, симптомы не должны быть вызваны другими заболеваниями или лекарствами.

Критерии, используемые для диагностики преходящего тикового расстройства, включают наличие одного или нескольких тиков, возникающих менее 12 месяцев подряд.

Хронические двигательные или вокальные тики диагностируются, если один или несколько тиков возникают почти ежедневно в течение 12 месяцев или более. Люди с хроническим тиковым расстройством, не являющимся синдромом Туретта, будут испытывать двигательные или вокальные тики, но не то и другое вместе.

Диагноз синдрома Туретта основан на наличии как моторных, так и вокальных тиков, возникающих почти ежедневно в течение 12 месяцев и более. На момент постановки диагноза большинству детей не исполнилось еще 11 лет. Часто присутствуют и другие поведенческие проблемы.

Чтобы исключить другие причины тиков, врач может посоветовать:

  • анализы крови;
  • МРТ или рентген.

Лечение зависит от типа тикового расстройства и его степени тяжести. Во многих случаях тики проходят сами по себе без лечения.

Сильные тики, мешающие повседневной жизни, можно лечить с помощью психотерапии, лекарств или глубокой стимуляции мозга.

Некоторые виды когнитивно-поведенческой терапии могут помочь людям справиться с дискомфортом при тиковом расстройстве.

Лекарства можно использовать вместе с психотерапией или самостоятельно (под набоюдением врача). Медикаменты обычно уменьшают частоту тиков, но не избавляют от симптомов полностью. Доступные лекарства включают:

  • противосудорожные препараты;
  • инъекции ботокса;
  • миорелаксанты;
  • лекарства, которые взаимодействуют с дофамином.

Другие лекарства тоже могут помочь при симптомах, связанных с тиками. Например, антидепрессанты могут быть назначены при симптомах тревоги и ОКР.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector