Расстройство половой идентификации у детей

 Название: Расстройства половой идентификации у детей.

Расстройство половой идентификации у детей Расстройства половой идентификации у детей

 Расстройства гендерной идентификации у детей (EPI). Это психосексуальные отклонения детства, характеризующиеся упорным и интенсивным отказом от пола, сильным желанием изменить его на противоположное.

Пациенты постоянно стремятся одеваться и действовать в соответствии со своей психологической гендерной идентичностью. Они ожидают отношения окружающих себя как представителя другого пола. Иногда расстройства этой группы перерастают в транссексуализм у взрослых.

Диагностика проводится путем опроса родителей, разговоров и наблюдения за поведением ребенка. Лечение основано на поведенческой психотерапии.

 Половая идентификация — процесс сопоставления психологического и биологического компонента пола; Сознание и принятие человеком истинного пола, а также назначенные социальные роли (муж, брат, мать), поведение, внешность.

В детстве гендерные расстройства возникают задолго до полового созревания, симптомы сохраняются и наблюдаются в течение 1-2 лет. В 10-й Международной классификации болезней они помещены в отдельную подкатегорию — F64,2 «Расстройство половой идентификации у детей».

Эпидемиологические данные неизвестны, так как не все родители при обнаружении симптомов обращаются за медицинской помощью. Диагноз в 3 раза чаще выставляют мальчикам.

Расстройство половой идентификации у детей Расстройства половой идентификации у детей

 Этиологические исследования продолжаются. Установление причин позволяет специалистам определить патогенные механизмы, сделать прогноз и выбрать наиболее эффективное лечение. Развитие расстройств связано с влиянием двух групп факторов: конституциональных и экологических. К ним относятся:  • Пренатальные гормональные изменения.

Эндокринный статус женщины во время беременности может повлиять на развитие половой идентификации. В большинстве случаев наблюдается повышение или снижение уровня тестостерона, что вызывает, соответственно, мужественность или женственность ребенка.  • Временная эпилепсия.

Выявлена ​​положительная связь между частотой транссексуализма и временной формой эпилепсии. Своевременное начало противосудорожной терапии позволяет предотвратить нарушения половой идентичности.  • Патология хромосомного пола. ЭПИ возникает у пациентов с изменением количества или структуры половых хромосом.

Наиболее распространенным заболеванием является синдром Клайнфелтера, при котором у мужчин развиваются фенотипически женские особенности (гинекомастия, удлиненные ноги и руки), которые определяют искаженное восприятие пола.  • Нарушение родительско-дочерних отношений.

Правильная идентификация гендерной роли основана на имитации модели поведения родителя того же пола. У мальчиков ЭПИ развивается благодаря патологически близким отношениям с матерью, которая берет на себя роль маленького ребенка. Подобные искажения возникают у девочек, когда необходимо проявить самостоятельность и агрессивность на ранней стадии.

 • Отсутствие однополых друзей. Гендерные модели отношений, социокультурные ожидания включены в процесс общения со сверстниками. РПИ возникают из-за частого выбора игр противоположного пола («казачий грабитель» или «мать-дочь»), если правильное поведение взрослых положительно не укрепляется.

 Существует много теорий, объясняющих патогенную основу СИЗ.

В настоящее время исследователи признают, что формированию нарушенной половой идентификации способствует совокупное воздействие сенсорных, биохимических и психологических факторов, среди которых доминирующая роль родителей на ранних этапах развития ребенка играет доминирующую роль.

Относительно устойчивое представление о поле формируется у ребенка от 3 до 5 лет и, как правило, не меняется в течение всей жизни.

Но если, например, девочка воспитывается и воспитывается как мальчик, она воспринимает себя как мальчика, несмотря на отношение окружающих и развитие вторичных половых признаков (увеличение груди, менструация, округление бедер).

 Различают патологические механизмы взаимоотношений родитель-ребенок, если близость к родителю ослабляет осознание ребенком своей собственной идентичности. Другим вариантом является жестокое обращение с отцом или матерью. В таких случаях РПИ действует как защитный механизм, основанный на идее, что смена пола улучшает отношение взрослых («Если бы я была девочкой, они бы меня не ударили»). На физиологическом уровне часто обнаруживается нарушение дифференциации структур мозга, ответственных за сексуальное поведение.

 В психологии гендерная идентичность рассматривается как компонент самосознания, включая субъективное восприятие себя и поведенческие проявления сексуальной роли на различных этапах психического и сексуального развития.

Процесс гендерной идентификации подразделяется на правильную гендерную идентичность, гендерно-ролевую идентичность и сексуальную ориентацию. В соответствии с этим выделены следующие параметры РПИ: Половая идентичность противоположна биологическому полу, данному с рождения.

Дети ведут себя, одеваются в соответствии с психологическим восприятием. Это проявляется как желание одеться в одежду представителей другого пола для чувственного удовольствия. Восприятие их анатомического пола сохраняется.  • «Симптоматический» EPI.

Эта группа расстройств развивается на фоне психических и психоневрологических заболеваний. Чаще всего расстройства гендерной идентификации диагностируются у пациентов с шизофренией, ядерными расстройствами личности и органическими поражениями центральной нервной системы.

 Мальчики с СИЗ, начиная с дошкольного возраста, больше интересуются играми для девочек и, если возможно, носят женскую одежду, носят украшения и аксессуары. Они проводят много времени в женских компаниях — пропуская веревку, «уроки» и «резинки», играя роли матерей, дочерей, принцесс, ведьм. Они любят готовить, ухаживать за домашними животными, поддерживать порядок в номере. Они интересуются типами женских причесок, учатся плести косы для кукол и подруг. Когда можно выбрать партнера для игр, девушки предпочитают. В период обучения ребенка в начальной школе возрастает неуважение и преследование со стороны других людей. Духовный достигает своего пика в среднем классе. Мальчики подвергаются унизительным насмешкам, словесной и физической агрессии со стороны коллег-мужчин. Открытое поведение женщин в позднем подростковом возрасте постепенно уменьшается, но в подростковом, а затем на 30-60% формируется гомосексуальная ориентация.  В клинической практике РПИ-девочки реже диагностируются. Основным симптомом является поведение мальчиков. Отмечается растущий интерес к соревновательным видам спорта, боям, спорам и играм, где необходимо применять физическое насилие. Классический взгляд — сорванец. Она отвергает кукол, одежду и ролевые игры, которые требуют выполнения женских функций — ухода за детьми, приготовления пищи, DIY. Мальчики становятся лучшими друзьями, а хорошо развитые физические навыки позволяют вам соревноваться с ними в скорости, ловкости, силе и смелости. Девушек практически не судят и не преследуют другие. В подростковом и юношеском возрасте, однако, возможны пренебрежительные и унизительные замечания от сверстников, которые ценят женственность. Большинство пациентов в молодости отказываются демонстрировать мужественность, лишь немногие поддерживают транссексуальность.

 Ассоциированные симптомы: Агрессивность.

 Дети с нарушениями гендерной идентичности нуждаются в психологической поддержке. Его отсутствие приводит к состоянию острой дезадаптации и поведенческо-эмоциональным расстройствам.

Пациенты испытывают постоянные конфликты с родственниками, не находят взаимопонимания между сверстниками, унижаются и подвергаются преследованиям (издевательствам). Оставшись в одиночестве, они чувствуют стыд, отчаяние и впадают в депрессию.

В условиях жесткой критики и давления подростки часто решают, что самоубийство является единственным способом решения проблем. В поисках признания и любви они могут стать жертвами сексуальной эксплуатации. Серьезные проявления СИЗ включают отказ от анатомических структур пола.

Девочки тянут грудь плотной тканью, отказываются от еды, чтобы избежать округления фигуры, и самостоятельно принимают лекарства, чтобы избежать менструации. Мальчики совершают акты самоповреждения, пытаясь избавиться от полового члена и яичек.

 Психиатр осматривает детей с подозрением на нарушения половой идентичности. Специального метода не разработано, диагноз ставится на основании клинических данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с родителями, ребенком.

Основным диагностическим критерием является постоянное желание быть представителем противоположного пола биологическому. Этот симптом проявляется в специфическом поведении и внешности.  Расстройства обычно появляются в дошкольном возрасте, реже в раннем детстве и в младших классах.

Обязательным условием является то, что проявление происходит до полового созревания. Характерной чертой детей является отрицание чувств по поводу их биологического пола. Негативные эмоции связаны с нарушением социальной адаптации.

Дифференциальный диагноз включает различение IPE с эгодистонической ориентацией по полу, нарушение в формировании сексуальности и нарушение в психосексуальном развитии.

 При определении тактики терапии специалист выясняет, насколько мотивирован ребенок или подросток для формирования гендерной идентичности, соответствующей реальному полу.

Если пациент выражает желание оставаться как есть, психотерапевтическая помощь будет ограничена рекомендациями по исправлению поведения и советом, чтобы помочь понять болезнь и предсказать будущее. Полный режим лечения включает в себя:  • Когнитивно-поведенческая психотерапия.

Поведенческий компонент терапии направлен на изменение поведения, соответствующего противоположному полу, с тем чтобы сделать его приемлемым для социальной среды и уменьшить дезадаптацию.

Если ребенок соглашается с изменением своего восприятия, работа выполняется с изображением тела, складывается позитивная связь с истинным биологическим полом.

Когнитивный компонент психотерапии направлен на повышение осведомленности об эмоциональных переживаниях и на обучение тому, как ими управлять, на разработку личного жизненного плана и обсуждение сексуальных предпочтений.  • Семейное консультирование.

Психолог дает родителям информацию о природе заболевания, рассказывает, как ребенок может занять в них положение, объясняет, что может быть связано с отсутствием терапевтической мотивации, рассказывает о возможном развитии реального транссексуализма, гормональной терапии и смене пола после достижения возраста.

С 18 по 22 год жизни. Совместные семейные консультации направлены на развитие коммуникативных способностей — умение говорить и вести переговоры, не используя упреков и осуждений.  • Семейный психоанализ. Психодинамическая терапия (психоанализ) позволяет вам обрабатывать неполные психологические конфликты и проблемы в семейных отношениях, которые спровоцировали EPI. На сеансах терапевт обсуждает методы воспитания, чувства родителей к ребенку и его полу, цели и пожелания родителей, желательность или неожиданность беременности. Открытый разговор с маленьким пациентом раскрывает его страхи, страхи и подавленные желания.

 1. Проблемы классификации половых расстройств (расстройств половой идентификации, сексуальных предпочтений и половых дисфункций)/ Ягубов М.И., Кибрик Н.Д.// Социальная и клиническая психиатрия. – 2014 – Т. 24, №3.  2. Психологические аспекты нарушений половой дифференцировки у детей/ Кравцова Н.А., Кравцов Ю.А., Антоненко Ф.Ф.// Тихоокеанский медицинский журнал. – 2005.  3. Диагностика нарушений формирования пола у детей: учебное пособие/ Окулов А.Б., Негмаджанов Б.Б. — 1998.

 4. Клиника и терапия нарушений половой идентификации: Автореферат диссертации/ Григорьева Т.Н. – 2005.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1 Модератор контента: Васин А.С.

Расстройства половой идентификации в детском возрасте

Расстройства, обычно впервые появляющиеся в раннем детстве (и всегда до начала пубертата), характеризующиеся постоянной интенсивной неудовлетворенностью по поводу зарегистрированного пола вместе с настойчивым желанием принадлежать (или убежденностью в принадлежности) к противоположному полу.

Это стойкая озабоченность одеждой и/или занятиями, свойственными противоположному полу, и/или отвергание своего собственного пола. Эти расстройства относительно редки и не должны смешиваться с гораздо более часто встречающейся нонконформностью к общепринятому полоролевому поведению.

Диагноз предполагает наличие глубокого нарушения чувства принадлежности к мужскому или женскому полу; явно мальчишеского поведения у девочек или девчачьего поведения у мальчика для этого недостаточно. Этот диагноз не может устанавливаться, если индивидуум достиг пубертатного возраста.

Поскольку расстройство половой идентификации детского возраста имеет много общих признаков с другими расстройствами идентификации в этом разделе, оно помещено в рубрике F64, а не в F90-F98.

Диагностические указания.

Необходимым диагностическим критерием является наличие постоянного желания принадлежать (или убежденность в принадлежности) к полу, противоположному зарегистрированному, в сочетании с выраженным отказом от поведения, признаков и/или одежды, присущих зарегистрированному полу.

Обычно это расстройство проявляется в дошкольном возрасте, но для постановки диагноза необходимо, чтобы оно манифестировало до начала пубертата. У обоих полов может иметь место отвергание анатомических структур, присущих собственному полу; однако такое необычное проявление редко.

Характерной особенностью является то, что дети с расстройством половой идентификации отрицают наличие переживаний по этому поводу, хотя они могут быть огорчены конфликтом, связанным с ожиданиями и надеждами своих родителей или сверстников и насмешками над ними и/или отверганием их.

Больше известно о таких расстройствах у мальчиков, чем у девочек.

Обычно, начиная с дошкольного возраста и в последующем, мальчики увлечены играми и другими формами деятельности, традиционно считающимися девчачьими, и часто при переодевании ими может отдаваться предпочтение девичьей или женской одежде. Однако подобное переодевание не вызывает полового возбуждения в отличие от фетишистского трансвестизма у взрослых (F65.1).

Мальчики могут иметь очень сильное желание участвовать в играх и развлечениях девочек; куклы женского пола часто являются их любимыми игрушками; в качестве партнеров своих игр они постоянно выбирают девочек.

Общественный остракизм чаще возникает в период обучения ребенка в младших классах школы и достигает максимума в среднем школьном возрасте в связи с унизительными насмешками со стороны других мальчиков.

Откровенное женское поведение может уменьшаться в период ранней юности, но катамнестические наблюдения показывают, что в юношеском возрасте и позже у мальчиков с расстройством половой идентификации в 1/3-2/3 случаев проявляется гомосексуальная ориентация.

Однако очень немногие демонстрируют транссексуализм во взрослой жизни (хотя большинство взрослых с транссексуализмом сообщают, что в детстве у них существовала проблема половой идентичности).

В клинической практике расстройство половой идентификации у девочек наблюдается реже, чем у мальчиков, однако неизвестно, является ли такое соотношение полов истинным. Для постановки диагноза необходимо, чтобы оно манифестировало до начала пубертата.

У девочек, как и у мальчиков, обычно рано начинается увлечение поведением, традиционно ассоциирующимся с противоположным полом.

Девочки обычно имеют друзей мальчиков и высказывают жадный интерес к спорту, дракам, не интересуются куклами и женскими ролями в построенных на воображении играх, таких как «папа с мамой» или игра в «дом».

Девочки обычно не подвергаются социальному остракизму в такой же степени, как мальчики, хотя они могут страдать от насмешек в позднем детстве или в юности. Большинство из них отказывается от преувеличенной настойчивости в мужских видах деятельности и одежде после достижения юношеского возраста, но у некоторых из них сохраняется мужская идентификация и может проявиться гомосексуальная ориентация.

Расстройство половой идентификации может сочетаться с постоянным отверганием анатомических структур пола. У девочек это обычно проявляется в виде периодических утверждений о том, что у них имеется или вырастет половой член; в отказе мочиться в сидячем положении; или утверждениях о том, что они не хотят, чтобы у них выросли молочные железы или начинались менструации.

У мальчиков это может проявляться периодическими утверждениями о том, что когда они вырастут, то превратятся в женщину; что половой член и яички отвратительны, что они исчезнут и/или что будет лучше, если их не иметь.

Исключаются:

  • эгодистоническая ориентация по полу (F66.1);
  • расстройство формирования сексуальности (F66.0);
  • расстройство психосексуального развития (F66.0).

Клинические особенности расстройств половой идентификации и тактика ведения пациентов

Клинические особенности расстройств половой идентификации

и тактика ведения пациентов

Н.Д. Кибрик, М.И. Ягубов

Московский научно-исследовательский институт психиатрии — филиал ФГБУ«Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России; Россия, 107076 Москва, ул. Потешная, 3, корп. 10

Контакты: Михаил Ибрагимович Ягубов yaguobov@mail.ru

Разграничение различных расстройств половой идентификации (транссексуализма, трансвестизма двойной роли, расстройства половой идентификации у детей, расстройств половой идентификации в детском возрасте транссексуального, трансролевого типа, неуточненного, других расстройств половой идентификации, включая неуточненное) в конкретных случаях может представлять значительные трудности, особенно для детских психиатров и психологов. В лекции описаны особенности клинической картины, порядок проведения медико-социальных мероприятий при транссексуализме, показания и противопоказания к смене паспортного пола и порядок выдачи медицинской организацией документа об изменении пола. Перечислены российские нормативно-правовые документы, регулирующие оказание помощи пациентам с расстройствами половой идентификации. Обсуждаются вопросы реабилитации пациентов, адаптации к новой половой роли и прогноз.

Ключевые слова: расстройство половой идентификации, транссексуализм, трансвестизм двойной роли, расстройство половой идентификации в детском возрасте, смена пола, дифференциальная диагностика, гормональная терапия, хирургическая коррекция, реабилитация, прогноз

Для цитирования: Кибрик Н.Д., Ягубов М.И. Клинические особенности расстройств половой идентификации и тактика ведения пациентов. Андрология и генитальная хирургия 2018;19(3):35—41.

DOI: 10.17650/2070-9781-2018-19-3-35-41

Clinical features of gender identity disorders and patient management

N.D. Kibrik, M.I. Yagubov

Psychiatry Moscow Research Institute — branch of the V.P. Serbsky National Medical Research Center of Psychiatry and Narcology, Ministry of Health of Russia; Build. 10, 3 Poteshnaya St., Moscow 107076, Russia

Differentiation between various gender identity disorders (transsexuality; dual-role transvestism; gender identity disorders in children; gender identity disorders in children of transsexual, trans-role, unspecified type; other gender identity disorders including unspecified) can in some cases be extremely complicated, especially for children's psychiatrists and psychologists. The lecture describes features of the clinical picture, medical and social procedures in cases of transsexualism, indications and contraindications for the change of passport sex, and the procedure for the issue of a document confirming sex reassignment by a medical facility. The Russian legal documents regulating medical help for patients with gender identity disorders are listed. The questions of patient rehabilitation, adaptation to the new role, and prognosis are discussed.

Key words: gender identity disorder, transsexuality, dual-role transvestism, gender identity disorders in children, sex reassignment, differential diagnosis, hormonal therapy, surgical correction, rehabilitation, prognosis

For citation: Kibrik N.D., Yagubov M.I. Clinical features of gender identity disorders and patient management. Andrologiya i genital'naya khirurgiya = Andrology and Genital Surgery 2018;19(3):35—41.

  • Введение
  • В последнее время широко обсуждается, в особенности в странах Европы и США, так называемая тендерная идеология, в соответствии с которой каждый человек обладает свободой выбора собственного пола. И по мере того как распространяется информация
  • о возможности смены пола, увеличивается число лиц, желающих изменить пол, что свидетельствует не о росте частоты транссексуализма, а о разнородности состояний, в рамках которых могут возникать такого рода идеи.
  • Расстройства половой идентификации — это неоднородная группа, в которую в соответствии

с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) входят транссексуализм ^64.0), трансвестизм двойной роли ^64.1), расстройство половой идентификации у детей ^64.2), расстройство половой идентификации в детском возрасте транссексуального типа ^64.

21), расстройство половой идентификации в детском возрасте трансролевого типа ^64.22), расстройство половой идентификации в детском возрасте неуточненное ^64.29), другие расстройства половой идентификации ^64.8), расстройство половой идентификации неуточненное ^64.9).

Из всех перечисленных расстройств имеются данные лишь о распространенности транссексуализма, которая, по данным разных авторов, колеблется от 1:40 000 до 1:100 000 человек. Это расстройство встречается во всех странах, у представителей всех национальностей и народностей.

В странах Западной Европы и Америке соотношение частоты мужского и женского транссексуализма оценивается как 8:1, в Германии — 1:2,3, в России — 1:8 [1].

Разграничение указанных состояний в конкретных случаях может представлять значительные трудности. Особенно остро этот вопрос стоит перед детскими психиатрами и психологами. Крайне важно знать, могут ли симптомы гендерной дисфории у детей и подростков прогрессировать и принимать клинические формы.

Нужно понимать, как выявить этих детей и подростков и предотвратить развитие расстройств, связанных с психосоциальной и психосексуальной дезадаптацией. Такая дифференциация определенно необходима, так как смена пола может быть показана в одних случаях и не показана и даже вредна и опасна в других.

У пациентов с транссексуализмом возникает внутренний конфликт из-за несоответствия между желаемым и реальным полом, что обычно приводит к ощущению постоянного внутреннего напряжения, подавленности, дисфории, а если проблема долго не решается, то и к аффективным нарушениям, вплоть до суицидального поведения.

В связи с невозможностью переориентации таких пациентов смена пола может стать для некоторых из них основным вариантом помощи. Однако принятие такого решения требует серьезного обследования и тщательного анализа всех показаний и противопоказаний сначала к смене паспортного пола, а затем и к хирургической коррекции.

Недостаточно квалифицированные действия в этом направлении могут привести к врачебным ошибкам и причинить непоправимый вред здоровью пациента.

В настоящее время вопросы, касающиеся половой идентификации, рассматриваются не только в медицинском и социальном аспектах — их обсуждение перешло и в политическую плоскость. Возможность максимального упрощения процедуры смены пола уже давно стала предметом дискуссий в ряде западных стран, в том числе в рамках программы борьбы

за права трансгендеров.

Предлагается заменить термин «транссексуализм» термином «гендерное несоответствие», квалифицировать это состояние не как психическое расстройство, а как некую особенность развития (вариант нормы) и в связи с этим исключить данную рубрику из следующего издания МКБ с целью уменьшения стигматизации пациентов. Однако такая депа-тологизация лиц, желающих сменить пол, может повлечь серьезные последствия, так как не принимается в расчет то, что это состояние нередко может сочетаться с психическими заболеваниями или быть их проявлением, а также заключать в себе явную или скрытую опасность суицида. Следовательно, ясное описание клинических особенностей различных расстройств половой идентификации, принципов и тактики лечебно-реабилитационных мероприятий весьма актуально и своевременно.

Клинические особенности

Транссексуализм — стойкое осознание собственной принадлежности к противоположному полу, желание существовать и быть принятым в качестве лица противоположного пола, сочетающееся с чувством дискомфорта от своего анатомического пола и стремлением пройти гормональное и хирургическое лечение с целью сделать свое тело как можно более соответствующим избранному полу.

При этом указанное состояние не должно быть симптомом другого психического заболевания, например шизофрении, или вторичным признаком каких-либо межполовых, генетических или хромосомных аномалий.

В процессе дифференциальной диагностики необходимо исключить эндогенные психические заболевания, в клинической картине которых на первое место выходят бредовые идеи сексуального метаморфоза или при которых нарушение полового самосознания выступает как одно из проявлений преморбида или самого заболевания в детском (патогенетический фактор), пубертатном, постпубертатном и более позднем возрасте (патопластический фактор). Помимо этого, необходимо дифференцировать транссексуализм и другие варианты расстройств половой идентификации, так как смена пола рекомендована лишь пациентам с транссексуализмом.

Дифференциальная диагностика дополнительно затруднена тем, что расстройства половой идентификации возможны также при шизофрении, т. е.

одно не исключает другого, однако тщательный анализ динамики психопатологических феноменов обычно позволяет распознать эндогенный процесс.

В целом сексуальное содержание бредовых и галлюцинаторных расстройств должно насторожить врача и заставить заподозрить наличие тех расстройств половой идентификации, которые требуют иной врачебной тактики, отличающейся от таковой при транссексуализме.

Необходимо различать редкие случаи истинной комор-бидности шизофрении и транссексуализма и половую дисфорию как симптом психоза. Описан вторичный транссексуализм при шизофрении, однако существует и точка зрения, что истинный транссексуализм не связан с психопатологическими нарушениями типа «больших психозов».

Маниакальные или депрессивные состояния также могут сопровождаться высказываниями больных о том, что их психические процессы, ощущения и переживания приобрели особенности, характерные для противоположного пола, появляется и соответствующее поведение (эффеминация). В ремиссии или в состоянии с аффектом другого полюса больной критичен к предыдущим переживаниям и поведению. Описаны случаи, когда синдром половой дисфории протекал по типу обсессивно-компульсивного расстройства в сочетании со стертыми депрессиями.

Необходимо также исключить группу интерсексуальных расстройств — синдром Тернера, синдром Клайн-фельтера, врожденную вирилизацию, псевдогермафродитизм, синдром андрогенной нечувствительности.

При трансвестизме двойной роли периодическое ношение одежды, характерной для противоположного пола, является частью образа жизни пациента и имеет своей целью получение удовольствия от временного ощущения своей принадлежности к противоположному полу, однако без малейшего желания сменить пол, в том числе хирургическим путем. Переодевание не сопровождается возбуждением, что отличает данное расстройство от фетишистского трансвестизма. Эта категория включает нарушения половой идентификации в подростковом и зрелом возрасте.

Дифференциальная диагностика предполагает исключение эндогенных и экзогенных психических расстройств, в рамках которых наблюдаются явления трансвестизма, и феминизирующего варианта гомосексуализма.

Расстройства половой идентификации у детей включают круг расстройств, впервые появляющихся задолго до пубертатного периода.

Они характеризуются постоянной выраженной неудовлетворенностью полом регистрации, что сопровождается настойчивым желанием принадлежать (или убежденностью в принадлежности) к противоположному полу или требованием признать его таковым.

Проявления расстройства включают стойкую озабоченность одеждой и/или занятиями, свойственными противоположному полу, и/или отвергание своего собственного пола.

Данное расстройство не должно смешиваться с гораздо чаще встречающейся гендерной неконформностью (нежеланием соответствовать общепринятым моделям по-лоролевого поведения), поэтому для его диагностики недостаточно констатировать мальчишеское поведение у девочек или девичье — у мальчиков, необходимо

выявить глубокое нарушение чувства принадлежности к мужскому или женскому полу. Данный диагноз нельзя устанавливать, если индивидуум достиг пубертатного возраста.

При этом расстройстве пациент может отвергать анатомические структуры, присущие его полу, хотя это наблюдается редко. Характерно, что дети с расстройством половой идентификации отрицают наличие переживаний по этому поводу, хотя и могут быть огорчены конфликтом, возникающим вследствие несоответствия ожиданиям родителей или сверстников, а также насмешками.

Больше известно о таких расстройствах у мальчиков. Типичные проявления — увлеченность мальчиков играми и другими формами деятельности, традиционно считающимися девичьими, предпочтение ими девичьей или женской одежды.

Подобное переодевание не вызывает полового возбуждения, в отличие от фетишистского трансвестизма у взрослых. Мальчики могут испытывать сильное желание участвовать в играх и развлечениях девочек, их любимыми игрушками становятся куклы женского пола, а в качестве партнеров своих игр они постоянно выбирают девочек.

Откровенно женское поведение может быть менее выраженным в период ранней юности, хотя имеются данные о том, что в юношеском возрасте и позже у мальчиков с данным расстройством в 30—60 % случаев проявляется гомосексуальная ориентация.

В то же время транссексуализм во взрослой жизни обнаруживают немногие из них, хотя большинство взрослых транссексуалов сообщают о нарушении половой идентификации в детстве.

У девочек предпочтение поведения, традиционно ассоциирующегося с противоположным полом, проявляется в выборе друзей среди мальчиков, в жадном интересе к спорту, дракам; они не интересуются куклами и женскими ролями в построенных на воображении играх.

Девочки подвергаются остракизму в меньшей степени, чем мальчики, хотя тоже могут страдать от насмешек в позднем детстве или в юности.

По достижении юношеского возраста большинство = из них перестают преувеличенно настойчиво заниматься мужскими видами деятельности и носить муж- * скую одежду, однако у некоторых сохраняется мужская ™ идентификация, а может проявиться и гомосексуальная ориентация. я

Данное расстройство половой идентификации ред- ™ ко сочетается с постоянным отверганием анатомиче- и ских структур пола.

У девочек это может выражаться аэ в периодических утверждениях о том, что у них имеет- г ся или вырастет половой член, в отказе мочиться в сидячем положении, в заявлениях о нежелании, чтобы и у них выросли молочные железы или начались мен- ч струации. Мальчики периодически утверждают, что * когда они вырастут, то превратятся в женщину, что

  1. половой член и яички отвратительны и исчезнут и/или что лучше их не иметь.
  2. Другие расстройства половой идентификации диагностируются:
  3. — у детей с устойчивым желанием переодеваться в одежду, предназначенную для противоположного пола, если нет других признаков детских расстройств половой идентификации, перечисленных в рубрике;
  4. — у взрослых, если переодевание в одежду противоположного пола кратковременно и связано со стрессом;
  5. — у взрослых с клиническими признаками транссексуализма, наблюдающимися менее 2 лет;
  6. — у пациентов, которые постоянно одержимы идеей кастрации или ампутации полового члена без желания приобрести сексуальные характеристики другого пола.

Выраженность и стойкость расстройств идентификации при указанных состояниях может быть разной.

В наиболее легких случаях субъекты осознают свою принадлежность к истинному полу, но это вызывает у них дискомфорт, не приводящий, однако, к заметной дезадаптации в жизни в целом.

В тяжелых случаях дискомфорт по поводу собственного пола столь велик, что вызывает стойкую, тотальную дезадаптацию во всех сферах жизни.

Расстройство половой идентификации неуточнен-ное. В эту рубрику следует относить различные нарушения половой идентификации нетранссексуального типа у взрослых, если постоянный дискомфорт из-за принадлежности к определенному полу отсутствует, однако практически на всех этапах психосексуального развития диагностируются определенные нарушения.

Организация медицинской помощи

В настоящее время в России существует стандарт первичной медико-санитарной помощи при расстройствах половой идентификации в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета), утвержденный приказом Минздрава России № 1221н от 20.

12.2012. В нем указано, что первичное обследование пациентов должно проводиться с участием ряда специалистов: психиатра, сексолога, психотерапевта, эндокринолога и медицинского психолога, а также приведен список препаратов для гормональной терапии при транссексуализме.

Однако в этом документе не описаны критерии диагностики, методы обследования и тактика ведения пациентов с нарушениями половой идентификации, а также не регламентировано, какой из перечисленных специалистов должен взять на себя функцию координатора диагностических и терапевтических действий остальных врачей.

Этот пробел в значительной степени восполнен изданием «Транссексуализм (методические рекомендации по смене пола)» Минздрава СССР от 26.09.1991

Расстройства половой идентификации у детей (РПИ): причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Устойчивое и интенсивное непринятие своего пола ребенком. При расстройстве ребенок желает изменить пол на другой. Такие дети одеваются и действуют в зависимости от своей психологической гендерной принадлежности.

Кроме того, они ждут, что другие люди будут относиться к ним, как к представителям противоположного пола. Иногда расстройство сохраняется и во взрослом возрасте.

Чтобы установить и подтвердить диагноз, врач беседует с родителями и пациентом, анализирует клинические признаки. При желании пациента оставаться таким, каков он есть, рекомендуют психологическую коррекцию, которая помогает ребенку принять себя.

Дополнительно назначают семейные консультации и семейный психоанализ. Если пациент имеет мотивацию обрести соответствующую полу при рождении гендерную идентичность, прогноз благоприятный.

Причины расстройства половой идентификации у детей

Природа расстройства до конца не изучена. Считается, что патология может быть обусловлена пренатальными гормональными сдвигами беременной, височной эпилепсией, патологиями хромосомного пола (синдром Клайнфельтера), нарушениями отношений с родителями, подражанием модели поведения родителя противоположного пола, а также отсутствием однополых друзей.

Симптомы расстройства половой идентификации у детей

У мальчиков наблюдается увлеченность играми для девочек. Они стараются переодеваться в женские одежды, носят украшения и аксессуары. Как правило, такие мальчики чаще общаются с девочками, а во время игр легко вживаются в роль мамы, дочки, принцессы. Им нравится готовить пищу, заботиться о домашних животных, самостоятельно убирать в комнате.

Такие дети любят делать женские прически, заплетают косы куклам и другим девочкам. В среднем детском возрасте над мальчиками начинают смеяться сверстники, более того, они могут быть стать жертвами агрессии и физической расправы.

Обычно, подростки начинают скрывать женское поведение, однако в юности у некоторых пациентов наблюдается развитие гомосексуальной ориентации.

Девочки реже страдают расстройством половой идентификации. Ребенку нравятся соревновательные виды спорта, она участвует в драках, спорит, а во время игры предпочитает демонстрировать физическую силу.

Девочка не играет с куклами, не любит носить платья, а также не играет в ролевые игры, связанными с уходом за детьми, приготовлением еды и уборкой. Ребенок дружит с мальчиками, а благодаря хорошо развитым физическим навыкам может конкурировать с ними в силе. Как правило, девочек окружающие не осуждают.

В подростком возрасте к ним могут пренебрежительно относится сверстницы. Не все пациенты, взрослея, становятся транссексуалами.

Без психологической поддержки формируются эмоционально-поведенческие нарушения. Ребенок часто конфликтует, не чувствует поддержки близких и может впасть в депрессию. Девочки могут самостоятельно принимать гормональные препараты, чтобы избавится от менструации, а мальчики могут нанести себе увечья при попытке избавится от мужских гениталий.

Диагностика расстройства половой идентификации у детей

Пациенту необходима консультация специалиста психиатрического профиля. Чтобы установить и подтвердить диагноз, врач беседует с родителями и пациентом, анализирует клинические признаки. Патологию дифференцируют от расстройства формирования сексуальности, эгодистонической ориентации по полу, а также расстройства психосексуального развития.

Лечение расстройства половой идентификации у детей

При желании пациента оставаться таким, каков он есть, рекомендуют психологическую коррекцию, которая помогает ребенку принять себя и спрогнозировать будущее.

Дополнительно назначают семейные консультации и семейный психоанализ, чтобы разрешить конфликты и помочь родителям принять новую половую принадлежность ребенка.

Если пациент согласен изменить свое восприятие пола, проводят когнитивно-бихевиоральную психотерапию.

Профилактика расстройства половой идентификации у детей

Специфические методы профилактики не разработаны. Важно правильное половое воспитание детей. Родители должны отказаться от гиперопеки и гиперконтроля, а также демонстрировать ребенку свою социальную роль и принятие своего тела.

Расстройство половой идентификации в детском возрасте

Материал из Wikimed

Рубрика МКБ-10: F64.2

МКБ-10 / F00-F99 КЛАСС V Психические расстройства и расстройства поведения / F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте / F64 Расстройства половой идентификации

Определение и общие сведения[править]

Этиология и патогенез[править]

Клинические проявления[править]

Диапазон нарушений восприятия своей половой принадлежности простирается от неуверенности восприятия своего пола до полного ощущения себя представителем другого пола.

Трудно провести чёткую грань, за которой ребёнку можно выставить соответствующий диагноз. Оценку состояния осложняет ещё и то, что дети в игровой обстановке широко экспериментируют с ролевыми стереотипами.

Выполнение половой роли может при этом не совпадать с существующей половой идентичностью.

В дополнение к сформулированным в МКБ диагностическим признакам можно сказать, что для девочек с этим расстройством характерно преимущественное общение с мальчиками, интерес к спорту и подвижным играм. Они не играют в куклы и «дочки-матери», а если и играют, то выполняют при этом роль отца.

Реже они утверждают, что станут мужчинами, когда вырастут. У мальчиков рисунок поведения носит обратный характер. До подросткового периода феминизированные мальчики подвергаются более негативному отношению со стороны сверстников, чем маскулинизированные девочки.

Переодевание в одежду другого пола не вызывает сексуального возбуждения. Ребёнок не воспринимает это как нечто патологическое, возникающие при этом проблемы связаны лишь с реакциями окружающих.

Зафиксированное этими реакциями как проявление негативизма или носящее компульсивный характер желание переодеваться может быть причиной, по которой ребёнок отказывается посещать школу.

Отклонения могут стать заметными с возраста 3 лет, конфликты со сверстниками достигают пика к 7-8 годам. К подростковому возрасту они могут смягчаться или исчезать, в особенности у девочек.

Примерно в половине случаев в последующем формируются гомосексуальные ориентации, в большей степени у мальчиков.

Типичен исход именно в гомосексуальность, а не в транссексуализм, который обнаруживают лишь в 10% случаев.

Расстройство половой идентификации в детском возрасте: Диагностика[править]

  • Для диагностики детских расстройств половой идентификации состояние должно соответствовать следующим критериям.
  • У девочек:
  • 1) устойчивый интенсивный дискомфорт в связи с принадлежностью к женскому полу, высказывание желания быть мальчиком или настаивание на своей принадлежности к мужскому полу (что не обусловлено социокультурным превосходством мальчиков);
  • 2) наличие хотя бы одного из двух следующих признаков:
  • • устойчивое выраженное отвращение к традиционной женской одежде, настойчивое желание носить типично мужскую одежду и другие аксессуары;
  • • устойчивое отвержение женских анатомических половых признаков, проявляющееся в том, что девочка утверждает, будто имеет половой член либо он появится в будущем или женская грудь у неё не появится; не желает наступления менструаций или отказывается от мочеиспускания сидя.
  • У мальчиков:
  • 1) устойчивый ярко выраженный дискомфорт в связи с принадлежностью к мужскому полу, интенсивное желание быть девочкой или более редкое заявление о принадлежности к женскому полу;
  • 2) наличие как минимум одного из двух следующих признаков:
  • • женские стереотипы поведения, например ношение предметов женской одежды, подражание женскому внешнему виду, интенсивное желание участвовать в играх и досуге девочек, отвержение типичных игрушек, игр и занятий для мальчиков;
  • • устойчивое отвержение мужских анатомических половых признаков, проявляющееся в утверждении о том, что он вырастет женщиной (не имея в виду женских ролей), или о том, что его половые органы, вызывающие у него отвращение, исчезнут или лучше было бы их не иметь.

Диагноз выставляют до пубертатного периода. Длительность нарушений должна превышать 6 мес.

Дифференциальный диагноз[править]

Расстройство половой идентификации в детском возрасте: Лечение[править]

Главная цель терапии — повысить адаптацию к общению со сверстниками и предотвратить половые конфликты взрослого периода. Успешным является моделирование полоролевого поведения на соответствующих образцах для подражания. Психотерапевтические подходы такие же, как при пограничном расстройстве, и в особенности показаны при коморбидности с ним.

Индивидуальное использование психотерапевтом игровых ситуаций должно сочетаться с обсуждением проблем в нозологически гомогенных группах детей и их родителей. В работе с родителями важно выявить и скорректировать элементы поведения с ребёнком, влияющий на диффузность его половой идентичности.

Аналитические приёмы соответствуют коррекции глубинной патологии взаимодействия в семье.

Профилактика[править]

Прочее[править]

Источники (ссылки)[править]

Психиатрия [Электронный ресурс] / Под ред. Н.Г. Незнанова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970412978.html

Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]

Действующие вещества[править]

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector